Правительство потратит 300 миллиардов на сдерживание цен. Поддержка бедных стоит в 3 раза меньше.

Новый план, считают эксперты, мало чем отличается от старых. Его главная задача – не помощь бедным слоям населения, а возможность заработать банкам и структурам, кто получает преференции от бюджета. Плюс создать видимость работы в минсельхозе, министерстве труда и соцзащиты, министерстве финансов и акиматах.

Формально – план комплексный. Будет увеличен закуп в стабфонды, расширено финансирование аграриев, поддержан запуск новых производств мяса, овощей и фруктов. Продкорпорации выделено 20 млрд тенге на форвардный закуп для фуражного фонда. Затем птицефабрикам и животноводам будет продано до 200 тыс. тонн фуража. Еще Продкорпорация закупит гречиху, подсолнечник, сахар и картофель по заявкам от акиматов.

На оборотную схему финансирования и формирование стабфондов будет выделено 140 млрд тенге. Это должно удержать рост цен на социально значимые продукты питания на уровне 6 процентов.

Живем, как в джунглях

– Все эти разговоры – стремление чиновников отчитаться наверх о том, что удешевленная продукция поступает на рынок. Мы проходили это, – рассказал “КАРАВАНУ” глава птицефабрики “Алекри” Александр ПРЯДКО. – Берут по меморандуму удешевленное яйцо, ниже себестоимости. Но оно доходит до ущемленных слоев? По моему опыту, этот товар берут торговые сети, которые выставляют его для всеобщего доступа.

Регулирование цен наносит вред птицефабрикам, уверен собеседник “КАРАВАНА”. Яйцо – товар сезонный.

Летом, когда на рынок выходит частный сектор, цены падают, и фабрики работают в минус. Зимой цены растут, позволяя предприятиям накопить жирок.

В этом году такого счастья не случилось – цены не выросли. Рынок оказался перенасыщенным, и все вынуждены отдавать яйцо ниже стоимости: при затратах в 30 тенге оптовые компании забирают его за 26–28 тенге. Значит, птицефабрики не смогут закупить достаточно кормов осенью.

– Сейчас нам обещают открыть границу с Россией. Мы успеем выправить ситуацию и компенсировать наши потери за март и половину апреля? – рассуждает промышленник. – Эти месяцы нас не спасут, и часть птицефабрик будет или забивать птицу, потому что кормить ее дороже выходит, либо просто закроются. Корма резко подорожали, а яйцо подешевело. Сейчас решается, какие фабрики будут закрываться. Насколько я знаю, в Бурабае (Боровое) птицефабрика не потянула и уже закрылась. Яйцом мы страну обеспечим. Но всё идет к тому, что будут выживать сильнейшие.

Картошкины слезы

Один из получателей субсидий – социально-предпринимательские корпорации при акиматах областей. Но за 10 лет своего развития СПК показали себя неспособными работать на рынке продовольствия. По разным причинам. Как структуры акиматов, они слишком зарегулированы. Особенно когда это касается траты средств. Их руководители регулярно встают перед дилеммой: покупать запасы в стабилизационные фонды сегодня, но по рублю, или завтра, но по 3?

Своих средств СПК не хватает. В свое время “КАРАВАН” писал, что денег всех региональных СПК достаточно, чтобы закрыть 3–4 процента от рынка. Этого мало. Чтобы влиять на цены, надо закрывать хотя бы 15–20 процентов от рынка.

А должны ли СПК получать прибыль? Формально должны, но задача акимата – обеспечить население недорогими продуктами. Значит, корпорация может нести убытки? И у ее руководства должно быть право на ошибку. Тогда откуда СПК будут пополнять свои фонды? Акимы не любят, когда их подчиненные теряют деньги. Поэтому, когда надо пополнить капиталы, акиматы пишут письма в минсельхоз.

Всё это создает риски коррупции. Не проходит и месяца, чтобы не поймали сотрудника СПК за взятки или откаты.

– В прошлом году были большие вопросы с закупкой картофеля в стабфонды, – напомнил “КАРАВАНУ” председатель Ассоциации картофелеводов и овощеводов Кайрат БИСЕТАЕВ. – Хозяйства продали СПК один сорт картофеля, но на полках появился другой сорт, да еще и низкого качества. Как так получилось, мы еще не знаем.

Украина нам покажет

Очень удобно регулировать цены, когда товаров много. Видишь цену – от нее пляшешь. А если товаров мало? Когда торговлю лишают права маневра по цене, то она будет маневрировать по самому товару. Это очень просто.

Вас не бесит, когда упаковка молока не литр, а 0,9 литра? Или крупы по 800 граммов? И пачка макарон по 450 граммов?

Умники говорят: мол, это же фунт – международно признанная мера для макарон. Извините, у нас в стране метрическая система, какой фунт? Никто же бензин галлонами не продает.

Что происходит, когда товаров мало, показывает Украина. Из-за жесткого регулирования цен на хлеб и невозможности регулировать рынок зерна трейдеры вывезли более 90 процентов продовольственного зерна. В итоге нарезной батон весом в 450 граммов сейчас стоит там 18–21 гривну. Это 270–320 тенге.

– Есть риски потери доли на рынке отечественного растительного масла, – рассказал “КАРАВАНУ” президент ассоциации “Масложировой союз Казахстана” Константин НЕВЗОРОВ. – Минсельхоз разрешает вывоз сырого масла, увеличив в 2 раза квоты. Мы не понимаем, что произошло: с одной стороны, нам разрешают больше вывезти, с другой – просят сдержать цены. Значит, цены будут сдерживать импортом?

Ради низких цен производители рафинированного масла вынуждены импортировать более дешевое сырье из России. Соответственно, внутреннее производство сырого масла переориентируется на экспорт.

– С МСХ мы разговаривали. Они в этом не видят больших угроз, – заявляет Константин Невзоров. – На мой взгляд, отдавать большую часть рынка на откуп импорту, а потом опять бороться за место на полке нецелесообразно.

На любом этапе – от семечки до бутылки – продукция может уйти на экспорт. Но можно и подключить импорт. Тогда как считать продовольственную безопасность по маслу? И у кого требовать сдерживать цену?

Сейчас на рынке устоялся импорт в 30–40 процентов. Как мы будем насыщать рынок нашим маслом. И насколько оно наше? Из оставшихся 60 процентов две трети – это импорт в виде сырого масла для переработки и розлива в бутылку. В итоге мы зависим от импорта на 70 процентов.

Субсидирование себестоимости по маслу не пройдет. Именно из-за структуры рынка и большой доли импорта. А импортный товар, в свою очередь, будет всегда тянуть за собой цены вверх. Введение предельных цен заставит бизнес отказываться от производства социально значимых товаров.Всем стоять: сможет ли правительство обуздать рост цен на еду

Это уже происходит с молоком. Некоторые компании не могут производить дешевые молоко и кефир в пленке. При регулировании предельной цены они приносят убыток в 30 процентов. Производство переориентируется на другие продукты, где цены не регулируются и есть прибыль.

Рецепт есть

Самый простой вариант – стимулировать не производство, а потребление.

Иначе говоря, давать деньги не компаниям, которые производят товары, а людям, которые эти товары покупают. Так помощь становится адресной.

Минтруда точно знает, кому и сколько нужно помочь. Государство исполнит свои социальные обязанности. При этом получатель пособия сам будет решать, на что ему потратить эти деньги. Сама система потребительского унижения будет разрушена.

Инструмент для этого тоже есть: на прошлой неделе в Казахстане запущен проект “Социальный кошелек”. Он защищает получателей соцвыплат от мошенников: деньги из соцкошелька можно потратить только на покупку определенной группы товаров и услуг.

Один из наших собеседников в разговоре с “КАРАВАНОМ” рассказал, что лет 8 назад отраслевая ассоциация обратилась в “Атамекен” с просьбой рассчитать, сколько будет стоить социальная помощь, если выдать ее деньгами тем, кто в ней нуждается. То есть заменить льготы денежными выплатами. Цена оказалась в районе 8–10 млрд тенге. Скромные деньги – по сравнению с бюджетом министерства труда и социальной защиты населения. В 2022 году расходы социального блока составят 8 трлн тенге. Куда пойдут эти деньги? Вот это большой вопрос.

Через субсидии идет распил бюджета. Когда деньги получают все скопом, легче воткнуться в стройные ряды выгодоприобретателей.

Если считать сегодня, с учетом нынешних цен, то на выплаты можно будет потратить не более 40–50 млрд тенге. Эти деньги пошли бы напрямую в экономику через денежные выплаты малообеспеченным гражданам. Но тогда от этого предложения отказались – слишком много людей отсекалось от бюджета.

В 2021 финансовом году бюджет министерства сельского хозяйства США составил почти 289 млрд долларов. Из них 160 млрд – это расходы на 15 программ питания: продовольственные талоны, детское питание, программы кормления, покупка фермерских продуктов. Всего на продовольственную помощь уходит 55 процентов бюджета МСХ США. Все эти деньги идут на поддержку только отечественных производителей. Это хороший пример, как можно тратить деньги с пользой.

АЛМАТЫ