Согласно проекту приказа, размещенному на сайте «Открытые НПА», предельная цена на бензин марки Аи-80 установлена в размере 89 тенге за литр; бензин марки Аи-92 и Аи-93 - 205 тенге за литр, сообщает портал «Караван.kz».
И.о. министра энергетик едва ли не первым своим приказом утвердил увеличение цены на моторное топливо. Повышение цен на ГСМ, говорится в пояснительной записке к документу, необходимо для сохранения баланса на внутреннем рынке и минимизации рисков перетоков дизельного топлива в приграничные страны.
Сегодня Аи-92-93 стоит 182-187 тенге за литр, дизельное топливо - 230-260 тенге за литр. Таким образом, рост цены составит 11 % для бензина и 20 % для дизтоплива.
Новые повышенные цены на топливо вступят в силу ориентировочно 12 апреля, после завершения публичного обсуждения поправок.
- Кто ж даст до выборов провести рост цен? – сказал финансовый эксперт Андрей Чеботарев в интервью «Каравану». - Их надо было поднять гораздо раньше, в январе 2022 года, сразу после роста цен на сжиженный газ. Это было бы логичным.
Если судить логически, то все правильно. В Казахстане слишком низкие цены на топливо. И это уже сказывается на развитии страны. Как ни странно.
В прошлом году я с семьей поехал в Туркестан. За Таразом бак опустел. Ищем заправку. А бензина нигде нет! Машины стоят на АЗС, но никому топливо не отпускают. Только фурам. Все ждали, когда приедет бензовоз, который вот-вот уже едет. Если бы с нами не было пятилетнего ребенка, никто бы не вошел в положение, и остались бы мы со всеми ждать тот самый бензовоз. Дефицит в нефтяной стране!
За день до этого я собирал материал для репортажа о том, как вывозят дешевый бензин из Казахстана в Кыргызстан. Работают все – и казахи, и киргизы. Работает система просто: ГСМщик заливает под пробку бензобак своей машины плюс 20-литровую канистру, пересекает границу Кыргызстана и тут же в приграничном селе сливает топливо скупщику. Если успевает – совершает второй рейс.
Литр 92-го бензина в Казахстане стоит 185 тенге. В Кыргызстане – 60 сомов (360 тенге). ГСМщик продает его скупщику по 50 сомов. 20 сомов (120 тенге) с литра в карман. Скупщик накапливает бензин и вывозит его во внутренние районы Кыргызстана. Казахстанский бензин массово вывозят в Кыргызстан: что происходит
И такая торговля идет вдоль всей границы с КР. Мы, сами того не зная, обеспечиваем соседнюю страну относительно недорогим топливом.
А вот после 20 сентября 2022 года многие скупщики резко снизили закупочную цену на бензин до 47 сомов. Почему вдруг? А 14 сентября началась мини-война между Кыргызстаном и Таджикистаном. Потоки товаров остановились. Вот цену откупщики и опустили. То есть мы еще и Таджикистан ГСМ обеспечивали.
Как закрыть этот канал перетока ГСМ? Административно - никак. ГСМщики уже действуют по закону. Нельзя же полностью перекрыть границу. Надо поднимать цену, перекрыв уровень безубыточности – на 40-60 тенге, до 220-250 тенге за литр.
Примерно об этом же сказал в кулуарах правительства и новоиспеченный премьер-министр Алихан Смаилов.
- Государство принимает все меры для того, чтобы увеличить производство ГСМ: за последние пять лет производство бензина увеличилось на 70 %, дизтоплива - на 33 %. Наши НПЗ работают на пределе своих мощностей. Однако мы продолжаем сталкиваться с резким дефицитом ГСМ на внутреннем рынке. Это связано в первую очередь с низким уровнем цен внутри нашего рынка, - сказал А. Смаилов. - Если не сокращать диспаритет цен с уровнем цен соседних стран, то мы столкнемся с дефицитом того же дизтоплива в объеме 850 тыс. тонн по текущему году. Получается, что наше дешевое топливо работает не на наши национальные интересы, а работает на экономики наших соседних стран. Поэтому мы должны сократить разницу в ценах с соседними странами.
На самом деле важен не сам факт повышения цены на бензин и солярку. Этого в стране ждали уже года два точно. Более важно то, что Министерство энергетики подготовило механизм регулирования цены на топливо.
В феврале было установлено, что Министерство энергетики может устанавливать государственное регулирование цен на розничную и оптовую реализацию нефтепродуктов, имеющих важное социальное значение. При этом предельные цены на ГСМ устанавливаются не более одного раза в месяц. Таким образом, цены на ГСМ в следующий раз могут быть изменены уже в мае 2023 года. Этого, конечно, не будет. Тут важен сам принцип: цены на топливо Минэнерго может менять каждый месяц.1 апреля в Казахстане вырастут цены на бензин и солярку: что происходит
С другой стороны важно - когда цены решили отпустить? В апреле, после выборов в парламент 2023 года. Такое решение надо было принимать летом 2022 года, когда население максимально доверяло правительству. Но не решились. Почему? Инфляция была в этот период максимальная: цены росли по 3-4 % в месяц. Если к этом добавить еще и рост цен на ГСМ, то терпения у народа могло и не хватить. Пошли по привычному пути.
30 марта, на пленарном заседании мажилиса нового парламента Казахстана, президент страны Касым-Жомарт Токаев сказал, что «уже в этом году необходимо снизить уровень инфляции в два раза». По итогу 2022 года цены выросли на 20,3 %.
Премьер Алихан Смаилов тоже обещает сдерживать инфляцию. В структуре всей инфляции ГСМ составляют 0,35 процентного пункта. Как бы мало, так как большая часть производств, которые напрямую давят на цены, уже давно перешли на газ.
Но и для них есть радостные новости: в июле Минэнерго подготовит механизм дифференцированных тарифов на газ, стимулирующих его бережное потребление. Как изменятся цены – снова непонятно, но газовики тоже стонут от слишком дешевого газа. Даже в сравнении с сегодняшними ценами на бензин моторный газ слишком дешев. Он должен стоить 90-95 тенге, но его продают за 65 тенге за литр.
- Темпы снижения инфляции замедлятся. Но дальше снижать нет никакой возможности. Дальше мы можем получить в полный рост Венесуэлу или Туркменистан, где, да, самое дешевое топливо в мире. Но его нет! – уверен Андрей Чеботарев. - В Каракасе, столице Венесуэлы, бензин отпускают по четвергам по 10 литров на одну машину. А на черном рынке он стоит доллар. Абсолютно нормальная рыночная цена. Поэтому надо повышать цены. Во-вторых, отрасль тоже должна жить. Сейчас НПЗ работают в ноль, и это тоже не очень нормально. У нас литр бутилированной воды стоит столько же, сколько литр 92-го бензина. Это достаточно странно, так как уровень затрат на производство топлива несопоставим с затратами на розлив воды.
На что еще правительство сдерживает цены?
Прежде всего это 19 продуктов из списка социально значимых продуктов питания. Затем уголь и магистральный газ, коммуналка, тариф на проезд на общественном транспорте, тарифы железной дороги. На очереди рост цен на все перечисленное.