Правительство будет выявлять наркозависимых детей: будет ли скрининг нарушать права

В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

Вообще-то идея эта болталась между Мажилисом, МВД, Минздравом, Миннауки и Минюстом аж с 2020 года. Когда выяснилось, что не только студенты, но и школьники уже начали употреблять не только марихуану.

В «Караван» посыпались письма и звонки с требованиями прояснить ситуацию. Чаще всего родители задавали вопросы: «В какой форме будет проходить тестирование? Будут ли спрашивать согласие пап и мам на сдачу биологического материала?» «В какие сроки будет проходить тестирование?» «Насколько обязательна эта процедура?»

Согласно ответу редакции из министерства внутренних дел, «скрининг проведут в виде анкетирования. Его внедрение не потребует дополнительного финансирования. Иных видов изучения уровня наркопотребления среди школьников и студентов не предусмотрено».

Справка «Каравана»

По данным министерства здравоохранения РК, на 1 апреля сего года на наркологическом учете в РК находится 18 292 человека. Употребляющих каннабиноиды - 6288 (35 %), опиоидные наркотики - 6080 (33 %), синтетические – 817 (4,5 %).

Чем «взрывают» себе мозг остальные учащиеся?

На запрос «Каравана» по этой теме министерство просвещения ответило уклончиво: «Поясняем, что все общественно значимые вопросы, касающиеся охраны прав и интересов детей, министерство обсуждает с общественностью, в том числе родительской, с уполномоченными по правам ребенка, представителями НПО, психологами, руководителями организаций образования и их заместителями, а также членами попечительских советов. Вам необходимо обратиться в указанные центральные государственные органы для разъяснения».

Обсуждение – нормально. Но это буквы и звуки. А где результаты? Министр просвещения Гани Бейсембаев в курсе проблемы? Министерство здравоохранения сообщает нам, что по итогам 2023 года (по сравнению с 2022-м) «контингент лиц, состоящих на динамическом наблюдении с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением наркотических веществ, увеличился на 1,3 процента».

И существенная добавка от министерства науки и высшего образования: «На сегодняшний день в системе здравоохранения вопрос ежегодного тестирования для выявления фактов употребления наркотиков в биологических средах у школьников и студентов не рассматривается. Время, в течение которого в биологических средах определяется психоактивное вещество, зависит от периода его полувыведения… Скринниг-тест не подразумевает исследования биологических средств. Этот опросник подразумевает выявление предпосылок к развитию зависимости… с обеспечением анонимности результатов».

Справка «Каравана»

«В соответствии с приказом министра здравоохранения от 15 октября 2020 года среди требований к лабораторным и функциональным исследованиям для лиц, поступающих на учебу, включено обследование на психоактивные вещества (исследование жидких биологических сред на наличие психоактивных веществ)».

От этой формы решили отказаться?

Чтобы успокоить родителей, Минздрав сообщил, что «несовершеннолетние лица и их законные представители при желании могут обращаться в региональные центры психического здоровья за консультацией с возможностью сдачи анализов на наличие психоактивных веществ в биологических средах».

Откликнулось министерство науки и высшего образования: «Прорабатывается механизм запуска пилотного проекта по проведению тестирования на предмет потребления психиоактивных веществ среди молодежи».

Психиоактивные вещества – они долгоиграющие. Почему миннауки и высшего образования так долго рассматривает эту проблему?

Справка «Каравана»

В 2014 году мажилисмены потребовали проверять на наркозависимость любого кандидата на госдолжность в министерства и акиматы. Идея не прошла.

Социопсихолог Наталья Ким прокомментировала ситуацию мгновенно.

«Наркомания среди молодежи – наша многолетняя проблема. Тестирование на бумаге – вариант. Но думаю, что там будут и провокационные вопросы, которые помогут выявить зависимость. Но мы пока не знаем, что будут спрашивать. Я работала с наркозависимыми в 90-годах. Они не «сдавали» поставщиков зелья. У меня ощущение, что наркотиков в стране за эти годы стало больше. В том числе и синтетических».

Вчера Мажилис одобрил в первом чтении поправки в ряд законов, которые ужесточают наказания за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. «Борьбу с наркопреступностью необходимо начинать с пресечения незаконных поставок прекурсоров и лабораторного оборудования. Но действующим законодательством установлена ответственность только за их контрабанду. Ответственность за незаконный оборот прекурсоров внутри страны отсутствует», - сказала на заседании председатель комитета мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Снежанна Имашева.

Чтобы исправить ситуацию, поправками вводится уголовная ответственность за незаконное изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку и пересылку прекурсоров, а также ответственность за нарушение правил обращения с ними. По словам депутата, такие медицинские препараты, как «тропикамид», «закись азота», «сомнол», «прегабалин», стали популярными у подростков.

Сейчас «за безрецептурный отпуск этих лекарственных средств и нарушение правил обращения с ними предусмотрена только административная ответственность», - сказала Имашева.

Поправки в кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» предусматривают, что незаконное производство наркотиков приравнивается к наиболее опасным видам наркопреступлений, влекущих наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.