Правда или вымысел? Факты о цифровой маркировке

Вокруг проекта много разных домыслов и мифов. Что же из них правда, а что вымысел?

Миф. Оборудование для работы с маркированным товаром для розницы стоит очень дорого и каждый раз для очередной товарной группы нужно покупать новое

Факт. Рознице для работы с маркированным товаром нужны 2D-сканер, подключаемый к контрольно-кассовой машине, которая итак уже используется ими. Приобретать оборудование повторно не требуется. Существующие на рынке онлайн-кассы также адаптированы для работы с товаром Data Matrix. Средняя стоимость качественного сканера – 25 тысяч тенге.

Миф. Акты приема-передачи нужно подтверждать в системе маркировки день в день

Факт. На самом деле акт подтверждается не позднее 1 дня, следующего за днем приемки.

Миф. Розница сканирует код маркировки и подтверждает так легальность товара

Факт. Розницей с помощью 2D-сканера сканируется Data Matrix на товаре и таким образом товар выводится из оборота, а легальность товара подтверждена наличием самого кода маркировки.

Миф. Для реализации процессов маркировки нужны дополнительные человеческие ресурсы

Факт. Действующие процессы маркировки не требуют получения специальных знаний или найма дополнительных сотрудников. В помощь предпринимателям запущена «горячая линия» по цифровой маркировке - 8 800 080 65 65.

Миф. Производители молочной продукции понесут большие затраты на маркировочное оборудование

Факт. Затраты производителей молочной продукции на приобретение маркировочного оборудования на 1 линию составят от 0,5 до 9,2 млн тенге в зависимости от специфики самой производственной линии. Есть еще один вариант - не устанавливать оборудование по нанесению кодов маркировки на производственную линию, а заказать нанесение кода на упаковку через типографию. В таком случае затраты на маркировку снизятся в разы. Важно сказать, что государством планируется возмещать 50% от общей суммы затрат на покупку оборудования. Говоря о международном опыте, в России и Беларуси, где уже внедрили цифровую маркировку на некоторые виды молочной продукции, за год существенного повышения цен не наблюдается.

Миф. Маркировка – это сложно для производителей «молочки»

Факт. Процессы нанесения кодов на упаковки молочной продукции отрабатываются с участниками «пилота», который продлен до 1 ноября в РК. На сегодня в стране отечественными производителями уже маркируется экспортная продукция, а на казахстанских прилавках реализуется маркированная продукция российского и беларусского производства.

Миф. Обувь с введением маркировки подорожает

Факт. В среднем расходы, связанные с маркировкой для производителей и импортеров обуви будут составлять 0,1%-2,5% от стоимости одной пары обуви. Это относительно немного и значит не существенно отразится на ценах.

Миф. Цифровая маркировка не окажет положительного эффекта.

Факт. Доля теневой экономики в стране, согласно анализу теневого рынка, находится на уровне 23,5%. По данным аналитических агентств, внедрение обязательной маркировки товаров является триггером для «обеления» товарных рынков и позволяет сократить теневой оборот товаров на 70-80%. Бизнес при этом получает выгоду в виде дополнительного рынка сбыта на сумму 900 млрд тенге, увеличение доходов добросовестных производителей составит более 10% в год, доходы госбюджета в виде налоговых поступлений увеличатся более чем на 100 млрд тенге в год.

Потребители же получат выгоду в виде возможности проверять легальность товара через сканирование кода маркировки мобильным приложением Naqty Onim на продукции, в коде «защиты» данные о сроке годности, производства, производителе, составе и др., эти сведения невозможно подделать.

По данным Центра развития цифровой экономики.