Правда и мифы о косметике

Об этом рассказывает врач лаборатории токсикологии полимеров и других химических веществ филиала НПЦ санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга МЗ РК, к. м. н. Лаврентий АЙЗВЕРТ.

– Начну с вопроса: что из косметики вы не рекомендуете использовать своей супруге?

– Из косметики я вообще ей ничего не рекомендую. Она и так хорошо выглядит. Хотя кремы, из тех, что прошли испытания и разрешены к продаже, употреблять, конечно, можно без вреда для себя. Они способствуют более длительному сохранению эластичности кожи. Это раньше, в 90-е и в начале 2000-х годов, наш рынок был завален нелегальной контрафактной продукцией.

– Какую она представляла опасность?

– Тогда в ней могли содержаться вещества, обладающие раздражающими свойствами. Это было на заре формирования новых производственно-экономических отношений. А сейчас, я считаю, контроль за парфюмерно-косметической продукцией достаточный.

– Тем не менее есть косметика, которая вызывает сомнения. Много кремов, которые не способствуют разглаживанию морщин, или шампуней, которые не дают заявленного в рекламе роста и улучшения структуры волос…

– Это вы, как потребитель, методом проб и ошибок пришли к таким выводам. Но мы, согласно санитарным требованиям, исследуем эту продукцию только на безопасность. А ее неэффективность влияет лишь на репутацию самой фирмы-производителя, которая не заботится о своем имидже.

Технические регламенты

– Требования к контролю за подобного рода товарами прописан в “Техническом регламенте “О безопасности парфюмерно-косметической продукции” ТР ТС 009 2011, утвержденном комиссией Таможенного союза, – продолжает врач. – Первое: в продукте не должны содержаться вещества выше 3–4 классов опасности и такие токсические элементы, как мышьяк, свинец и ртуть. И он не должен оказывать общетоксического раздражающего действия на кожу и слизистые. Но это относится только к продукции, изготовленной из неорганических веществ, минерального сырья. Если это органика, натуральные мази, то такие требования не предъявляются.


Фото Нэли САДЫКОВОЙ

Второе – физико-химические свойства, водородный показатель должен быть в пределах ph-среды от 6 до 8 единиц. То есть не слишком кислая и не слишком щелочная среда.

Третье требование – микробиологический показатель – отсутствие патогенной микрофлоры и грибков.

Четвертое – проведение на добровольцах клинических исследований, которые доказывают отсутствие раздражающего действия и аллергии.

Что интересно, когда этот технический регламент только приняли, практически все вещества подлежали государственной регистрации. И я помню, как мы исследовали помаду, мази, косметические кремы и даже духи. А потом в документ внесли изменения, и теперь более строгой государственной регистрации подлежат только 13 видов товаров.

Это: 1 – кремы и аэрозоли для искусственного загара; 2 – средства для отбеливания и осветления кожи; 3 – косметика для татуажа; 4 – интимная косметика; 5 – продукция индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных производственных факторов – мази для защиты кожи рук от химических веществ на производстве; 6 – детская косметика; 7 – средства для химического окрашивания; осветления и мелирования волос; 8 – косметика для химической завивки и выпрямления волос; 9 – парфюмерная косметика с использованием наноматериалов; 10 – кремы для депиляции; 11 – пилинги и скрабы, очищающие кожу; 12 – фторсодержащие средства гигиены полости рта. То есть во всех этих пастах фтористые вещества не должны превышать предел 0,05–0,15 процента. И 13 – средства для отбеливания зубов, которые содержат перекись водорода или компоненты, выделяющие перекись водорода. На все остальные виды парфюмерно-косметической продукции выдаются только сертификаты соответствия с менее жесткими требованиями.

На границе соответствие регламенту проверяют наши таможенники. Прежде чем товар будет ввезен в страну, исследуются его опытные образцы, а потом уже ввозится основная партия продукции.

Мы тестируем косметические изделия на общетоксические свойства на животных. А компания “АРУМЕД” проводит клинические исследования на наличие или отсутствие аллергенов. Насколько я знаю, компресс с веществом они накладывают на предплечье испытуемого человека, волонтера, и по истечении какого-то времени смотрят, нет ли аллергической реакции.

Осторожность не помешает

– При выборе какой косметики вы советуете быть особенно внимательными?

– Любой, потому что она имеет непосредственный контакт с кожей. Есть, например, люди, у которых проявляется аллергическая реакция на клубнику или лимон. Это не значит, что клубника или лимон являются аллергенами. Но люди с такой повышенной индивидуальной чувствительностью любые кремы должны применять с осторожностью, потому что там могут быть компоненты, которые вызовут у них реакцию. В первую очередь это относится к косметическим средствам, охватывающим обширные участки кожи, таким, как бальзамы для тела.

Часто нам звонят и говорят: “Мы использовали такой-то крем, на него появилась аллергия, запретите его!”. Но такие действия не могут быть предприняты со слов и предположений потерпевшего. Для этого, во-первых, нам нужно заключение врача, что действительно имела место аллергическая реакция на этот крем. Кроме того, должна быть статистика. Если один человек получил подобную реакцию, это не значит, что вся продукция имеет такие свойства.

Еще нужно проверять средства для окрашивания волос, потому что в них может использоваться краситель урсол черного цвета – выраженный аллерген.

Обычно его используют для окраски мехов и кожи. Раньше им красили волосы, но теперь он запрещен для применения в косметических целях, поскольку может вызывать раздражение и поражение дыхательных путей.

Перестраховались

– А вот другой пример, – продолжает рассказ Лаврентий Готлибович. – Недавно в адрес нашего комитета санэпиднадзора поступила претензия от одного из экологических агентств. Они написали, что в составе наиболее часто применяемой у нас детской присыпки якобы содержится асбест. Что в США и Канаде такие уже запрещены, а асбест – канцероген, который вызывает, по их утверждению, повреждение эндометрия (внутренняя слизистая оболочка тела матки) и рак. Ссылок на какие-либо серьезные исследования приложено не было. И факт ничем не подтвержден. Тем не менее они сообщали о судебных исках по этому поводу и требовали от нашего министерства и комитета провести исследования на асбест и запретить эти присыпки.

Мы всё проанализировали и пришли к выводу: во-первых, в нашем техническом регламенте и нормативных документах исследование парфюмерно-косметических средств на асбест не регламентируется. Такого метода попросту не существует. Значит, с юридической точки зрения, проводить эти исследования мы не можем.

Во-вторых, асбест – волокнистый материал, выдерживающий высокую температуру, из которого изготавливают теплоизоляционные плиты для строительной отрасли. Опасность от него возникает в случае, если его волокна попадают в дыхательные пути. Тогда он может вызывать рак легких. Через кожу он не проникает. Мы проверяем предельно допустимые концентрации асбеста в строительных материалах и их отходах. Но эта методика не предназначена для исследования талька и деткой присыпки, поскольку это более грубый метод и единички он не захватывает.

– Почему они посчитали, что асбест вообще может присутствовать в детской присыпке?

– Они рассуждали так, что тальк – это природный материал. Когда его добывают, вместе с примесями в него может попасть и асбест. Хотя тальк применяют всюду. Даже пересыпают им пищевые продукты.

У нас, в Казахстане, есть Джетыгаринский асбестовый горно-обогатительный комбинат. Он работает более 50 лет. И, по данным Карагандинского института гигиены труда и профессиональных заболеваний, который ведет это предприятие, за 50 лет ни одного случая рака легких или мезотелия там не зарегистрировано. Наблюдался асбестоз (рубцевание легочной ткани) и силикоз, но не рак. А ведь сотрудники комбината пребывают в атмосфере, где эти волокна присутствуют постоянно. На каком основании представители того агентства решили, что от детской присыпки может возникнуть рак, непонятно.

Советы врача

– А насколько опасны средства для депиляции волос на коже ног и в подмышечных впадинах?

– Они обладают довольно сильным раздражающим действием. Поэтому часто использовать их не стоит. Применять только по мере роста волос, но не заблаговременно – это чревато возникновением крапивницы (аллергия на коже в виде волдырей). Раздражение может вызывать и клей, которым сейчас модно приклеивать искусственные ресницы.

– Какую опасность может таить патогенная микрофлора, присутствующая в косметических препаратах?

– В сухих карандашах и твердой косметике патогенная микрофлора не выживает. Она размножается в жидких и пастообразных консистенциях, которые содержат масла. Всякая органика является для нее пищей. И если на этикетке средства написано “хранить при низкой температуре”, значит, в тепле со временем в нем может размножиться микрофлора, вызывающая воспалительные заболевания кожи и гнойнички.

Патогенная микрофлора – это возбудитель таких инфекций, как стафилококк, стрептококк, пневмококк и их разновидности.

Часто также бывает кишечная палочка. Хотя она не совсем патогенная, но если организм ослаблен, то может вызывать какие-то заболевания. Это могут быть и грибки, если продукт заплесневел. А грибок труднее поддается лечению. Если против бактериальных инфекций изобретено много всяких препаратов антибиотиков, то против грибков набор средств очень ограниченный.

– Какие рекомендации вы дадите всем, кто применяет косметику?

– При ее покупке требуйте документ о безопасности товара. Это либо сертификат соответствия, либо свидетельство о госрегистрации. На нем должны стоять печати и номер документа. Внимание надо обращать даже на упаковку и наличие инструкции по применению, которой необходимо следовать. Упаковка может свидетельствовать о высоком качестве продукта (если это фабричное производство) и сомнительном (если это кустарное изделие). На ней обязательно должны быть обозначены: фирма-производитель, ее адрес, состав продукта и особые указания.

АЛМАТЫ