– Такая мера, как изъятие прав у водителей за любое нарушение на дорогах, оправданна?
– Cитуация, конечно, не очень хорошая. Дорожной полиции рекомендовано изъятие прав только по повторным нарушениям, в спорных ситуациях и т. д. Но опять же это лишь рекомендация. Следовать ей или не следовать дорожный полицейский на месте определяет сам. Есть и такой подводный камень – спорную ситуацию можно создать на месте. У полицейских сейчас в руках очень мощный инструмент влияния на водителей. Вот представьте: останавливает полицейский водителя якобы за непристегнутый ремень или за что-то еще. Повод можно придумать с ходу. Вы, конечно, возмутитесь. И выходит, что в случае несогласия у вас забирают права! Какой водитель захочет их терять? В результате в большинстве случаев водители просто “разводят” ситуацию на месте.
Вообще изъятие прав не соответствует нормам правового государства. Водительские права – это моя собственность. Давайте за коммунальные долги удостоверение личности забирать или документы на квартиру… Это нелепо, согласитесь. Обеспечивать уплату штрафов необходимо другими методами. В том числе экономическими. В Англии на стекло просто клеят штрафной “тикет”. Если штраф оплачен в течение двух недель, то его стоимость – 30 фунтов. Если в течение месяца – 60 фунтов, и так далее... Это мощный экономический рычаг, заставляющий быстрее заплатить штраф. Там никто права не отбирает. И вообще, сбор штрафов, пополнение государственной казны – это не задача дорожной полиции. Они обеспечивают безопасность на дорогах.
– Недавно руководство МВД предложило отменить обязательное обучение в автошколах. Выходит, права будут получать, просто сдав экзамен?
– Я воспринял эту новость с большим удивлением. Давайте тогда аттестат о школьном образовании тоже экстерном будем выдавать! Или в институтах – дипломы: сдал экзамен, и все. Хотели бы вы лечиться у медика, который получил диплом, не учась 6 лет, а просто приходил и сдавал какой-то экзамен?! Как у нас экзамены порой сдаются, не секрет… За рулем тоже большая ответственность – за жизнь людей, за их безопасность.
Наоборот, стоит ужесточить требования к обучению, к автошколам.
– Возможно, так хотят хоть как-то “наступить” на коррупцию: не секрет же, что порой в таких школах обучение фиктивное, это лишь выкачивание денег…
– Есть такие конторы “Рога и копыта” – ты можешь туда не ходить, только плати. Фактически покупаешь права. От таких нужно избавляться, но это не значит, что нужно отменить обязательное обучение. Насколько я знаю, идея отменить обучение пришла после того, как чиновники съездили в Грузию. Я думаю, что в Грузии много другого положительного опыта, который бы следовало перенимать. Например, модернизировать нашу полицию, как там… Или уволить всех разом и нанять грамотных, умных и неподкупных полицейских…
– Сейчас в российской Госдуме обсуждается вопрос об ужесточении наказания для водителей, садящихся за руль в нетрезвом состоянии. Звучат предложения о возможном пожизненном лишении прав. Как вы считаете, нужна ли такая мера для борьбы с пьянством на дорогах в Казахстане?
– Я считаю, что за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии нужно карать жесточайшим образом. Если водитель, выпивая, садится за руль, он может покалечить и убить ни в чем не повинных людей. Это ужасно, и нужно наказывать, если сам человек не понимает, не осознает ответственности.
Конечно, я не предлагаю сразу отрубать пьяным водителям руки. Но спускать это дело нельзя, если человек уже не раз практикует такое, если у него высокая степень опьянения. Но я думаю, что пожизненная мера – это, так скажем, чересчур. А вот лишение прав на несколько лет – вполне оправданно. Пожизненно нужно, на мой взгляд, лишать прав за совокупность нарушений. Например, если в состоянии алкогольного опьянения совершено тяжкое дорожно-транспортное происшествие.
– После серии аварий с участием молодых водителей в Интернете горячо обсуждалась тема, а не поднять ли возрастной ценз на выдачу прав? В то же время в Комитете дорожной полиции обсуждался вопрос о том, чтобы выдавать права прямо в школах.
– В этом вопросе я склонен апеллировать к опыту Запада, где водительские права начинают выдавать с 16 лет. Считаю, что, в принципе, это нормально. Но думаю, что здесь тоже нужно сделать какую-то систему поэтапного разрешения молодым людям водить машину. То есть с 16 лет, допустим, если он прошел необходимое обучение и сдал экзамены, ему можно разрешить водить, например, только в светлое время суток. На определенной скорости, в сопровождении взрослого – того же отца. Это практикуется в Австралии. Там, если вы водите первый год, у вас номер другого цвета. Это говорит водителям о том, что впереди новичок. А в целом хотелось бы отметить, что независимо от возраста и статуса главное – чтобы каждый водитель осознавал ответственность и соблюдал правила дорожного движения.