Практическая сторона магии: почему казахи считают адыраспан и другие растения священными

Редакция Caravan.kz рассказывает, что особенного в адыраспане и какие еще представители местной флоры обрели сакральный для казахов смысл.

В старину кочевники очень сильно зависели от знания растений, которые росли на пастбищах. Что сделает скот здоровее и упитаннее, а что приведет к падежу, чем можно лечить, а что лучше не трогать – без понимания этих моментов выжить бы не получилось. Поэтому сакральными становились только самые полезные травы.

Дым, отгоняющий зло

Адыраспан широко распространен в Евразии и известен под многими названиями. Гармала, могильник, рута, ведьмина трава, исирик, собачье зелье, стрелина, сплотник – все это одно растение.

Казахи верят, что адыраспан отгоняет злых духов, способных превратить жизнь человека в сплошное несчастье и лишить здоровья всех, кто живет в доме. Поэтому обязательно окуривали порог нового дома, чтобы никакие демоны не могли проникнуть в него, или жилище, которое пустовало какое-то время, чтобы изгнать нежелательные сущности, которые могли обосноваться там в отсутствие хозяев.

Адыраспаном окуривают больных и ослабленных людей, младенцев в возрасте до 40 дней, тех, кого преследуют неудачи, магазины и ларьки, чтобы бойче шла торговля, - трава эта универсальна.

Однако далеко не все знают, что адыраспан еще и крайне ядовит. Скот его обычно не ест, но если время голодное и других растений мало, животные могут польститься на цветки, и исход тогда один – отравление. Все потому, что в адыраспане очень много сильнодействующих алкалоидов. Злоупотреблять им не стоит, иначе, например, можно ухудшить состояние больного или вызвать преждевременные роды у беременной. Если срок беременности небольшой, может случиться выкидыш. Также от передозировки адыраспана могут начаться галлюцинации, судороги, тошнота, повышение давления. Из него даже делали яд, которым, по легенде, отравили Сырыма Датова.

Однако при использовании в небольших количествах адыраспан действительно помогает. Раньше его широко применяли в качестве лекарства при заболеваниях почек и нервной системы, болезни Паркинсона, ревматизме, астме. Также у адыраспана есть глистогонное, желчегонное, слабительное, снотворное и противомикробное свойства. Из-за последнего его начали массово скупать во время пандемии коронавируса – многие верили, что окуривание защитит их от COVID-19.

Кроме того, адыраспан отпугивает нежелательных насекомых. Все эти особенности вкупе с широкой распространенностью и сделали адыраспан таким популярным.

Запах родины

У очень многих детство и родные места ассоциируются с ароматом полыни. Когда степной ветер приносит этот запах в город, приступа ностальгии не избежать.

Полынь всегда имела для казахов важное значение, потому что многие ее виды служат отличным кормом для овец, лошадей и верблюдов, особенно весной, когда животные нередко истощены после тяжелой зимы и им требуется особенно питательная пища.

Антибактериальные и инсектицидные свойства полыни делали ее еще ценней. Также ею красили ткани.

У нас даже есть своя полынь-эндемик. Цитварная полынь, она же дермене, растет только в Южно-Казахстанской области и служит сырьем для получения сантонина, глистогонного средства, которое раньше пользовалось большой популярностью, а потом было заменено более безопасными и удобными аналогами. Росток дермене даже запечатлен на гербе Шымкента.

  
Версия слева была утверждена в 1909 году, когда Чимкент еще был одним из уездных городов Российской империи, справа - нынешний герб. В царские времена в этом городе был целый завод по производству сантонина.

Серебро степи

Третье сакральное растение казахов – это, конечно, ковыль. Весной ковыльные пастбища даже лучше полынных, и майский кумыс от кобылиц, которые паслись на ковыле, считается самым ароматным вкусным и полезным. Ковыль также широко применялся как лекарственное средство, например, при ревматизме или болезнях щитовидной железы.

При этом у ковыля двойное значение. Во-первых, он символизирует покой и умиротворение. «Выше ковыля, ниже полыни» - говорили про тихого мирного человека. Во-вторых, он означает преходящесть бытия и ассоциируется со смертью. «Ковыль завянет, но горы останутся», - гласит распространенная поговорка. Именно ковыль нашептал Коркыту-ата о скорой кончине. Возможно, эта связь обусловлена тем, что ковыль светлый и напоминает седину в волосах старого человека, возможно, тем, что он растет на местах битв, где погибло много людей.

Мировое дерево

К деревьям у казахов в целом было особое отношение, потому что в степи их было мало, и каждое ценилось очень высоко. Одинокие деревья нельзя было срубать, они считались священными, на их ветви повязывались ленточки. Считалось, что этот нехитрый ритуал защитит, поспособствует удачному путешествию и поможет исполниться желаниям.

Но тополь выделялся в любом случае. По-казахски он называется «терек», а слово «бәйтерек» обозначает огромный пирамидальный тополь, хороший ориентир, видный в степи издалека. Этим же словом обозначают Мировое древо, в ветвях которого свила гнездо птица Самрук.

Считалось, что Мировое древо – это дверь между измерениями, и под ним проводятся самые важные ритуалы. Оно фигурирует во многих эпосах и сказках, а «бәйтерек» является одним из боевых кличей рода канлы.

Не только Байтерек

В казахской мифологии Мировое древо было не одно – оно было парным. Обычно рассказывали, что рядом с огромным тополем растет материнское дерево - береза священного белого цвета, означающего чистоту, благородство, верность.

Вместе эти деревья символизировали супружеские отношения и связь между поколениями одной семьи. Тюрки верили, что на верхних ветвях деревьев живут духи предков, а из-под нижних берутся дети.

Возможно, именно поэтому родственники жены называются «қайын жұрт», что очень созвучно со словом «қайың», которое обозначает березу. Внимание на это сходство обратил еще Махмуд Кашгари, живший в XI веке.