Позор на весь мир: какие последствия грозят Казахстану из-за уничтожения городища Талгар

Буквально на днях отчет о состоянии археологического памятника будет рассматриваться на заседании 42-й сессии Комитета всемирного наследия в Бахрейне. И у Казахстана есть все шансы… вылететь из престижной номинации!

За наплевательским отношением к памятнику “КАРАВАН” следит уже много лет. Доходило до абсурда, когда через его территорию коммунальные службы пытались проложить водопровод. Археологи встали под ковш экскаватора, чтобы не допустить его дальнейшее уничтожение. В буферной зоне городища каждый год появлялись новые постройки, особняки, туалеты. Мы пытались выяснить: кто же выдавал разрешение на строительство? Однако это оказался замкнутый круг. Чиновники в городском акимате постоянно менялись, и крайних так и не смогли найти.

Запудрить мозги иностранцам не получилось

В 2014 году “Великий Шелковый путь в Чанъань-Тянь-Шаньском коридоре” включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В номинацию, подготовленную Китаем, Казахстаном и Кыргызстаном, вошли восемь казахстанских памятников, в том числе городище Талгар. Однако в это же время началось разрушение городища из-за строительства дороги через его территорию. В 2016 году стройку остановили после распоряжения заместителя премьер-министра Имангали Тасмагамбетова. Однако южная часть объекта сильно пострадала. Что нам стоит памятник угробить?

К приезду комиссии Комитета всемирного наследия городище наспех обнесли забором, более или менее привели в порядок входную группу, убрали мусор.

Но запудрить мозги не получилось, и в целом иностранные гости остались недовольны состоянием археологического памятника, выдали целый список требований, рекомендаций. Например, разобрать построенный с западной стороны мост через реку Талгар, прекратить всякое строительство в буферной зоне особняков и других хозяйственных сооружений. Они заметили и такие “мелочи”, как, например, многочисленные линии электропередачи, в том числе высоковольтные в южной стороне городища, которые не позволяют красиво запечатлеть памятник ЮНЕСКО на фоне гор.

Место для развлечений и пастбище

– По этим и другим параметрам мы ведем мониторинг каждый месяц, сняли несколько сотен фотографий, – говорит руководитель экологического общества “Зеленое спасение” Сергей КУРАТОВ. – Что обнаружили? Городище никогда не было огорожено по всему периметру – по южной и западной границе ограждение не ставили. Сетчатый забор, наспех установленный с восточной стороны в 2016 году перед приездом международной комиссии, сейчас во многих местах сломан. Это позволяет круглый год выпасать на территории скот. А ведь разрушается его культурный слой!

Кроме того, местные байкеры стали использовать памятник для своих экстремальных развлечений. На влажном грунте четко видны следы, есть фото продавленной колеи прямо по центральной части городища.

Узнать о том, что это объект всемирного наследия, невозможно – информационные щиты пустые. Общую удручающую картину развала дополняют новоделы – угловая башня и ворота, которые разрушаются буквально на глазах. Место, где была сделана выемка под дорогу, продолжает проседать, грунт опускается. В результате там образуются гигантские лужи, по их краям огромное количество следов скота.

На территории городища встречается мусор. С восточной стороны разрушен вал, сделана выемка, будто экскаватором.

По всем параметрам, которые отметили специалисты, идет невыполнение.

Я обошла пешком всю территорию городища. Объехать не получилось – дорога вокруг памятника в ужасном состоянии. В дневное время на его территории паслись бараны, ездил всадник на лошади. Заметила, что на входной группе (ворота с башней) идут реставрационные работы – за несколько лет сооружение современных горе-мастеров начало разрушаться. Бутылки, пакеты и прочий мусор попадались под ногами. Кроме небольшой черной таблички, на которой с трудом можно разглядеть надпись о том, что памятник охраняется государством, других опознавательных знаков я не увидела.

“Господа, вам должно быть элементарно стыдно перед людьми…”

Опираясь на собранные фотоматериалы, ЭО “Зеленое спасение” направило запрос в министерство культуры и спорта, пытаясь привлечь внимание к плачевному состоянию памятника. В ответ получили отписку. После обратились к секретарю комитета по вопросам экологии и природопользованию мажилиса парламента Галине Баймахановой.

Депутаты фракции “Народные коммунисты” направили запрос премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву. Но ответ не удовлетворил их. И они направили повторный.

“Господа, вам должно быть элементарно стыдно перед людьми, не говоря уже об имидже страны перед мировым сообществом, – говорится в запросе. – С одной стороны, Казахстан тратит огромные средства для продвижения своего бренда, рекламы наших красивейших мест и памятников природы, истории и культуры. С другой – мы не можем навести порядок даже рядом с крупными мегаполисами, которые являются наиболее посещаемыми туристами местами…

…Текущее состояние городища Талгар обескураживает, особенно перед открытием туристического сезона. Срочно требуется принятие экстренных мер по установлению границ буферной зоны, водоохранных полос, по дороге, которая размывается, по прекращению строительства особняков и других сооружений в буферной зоне…”.

В ответе на запрос от 2 мая сообщается, что “для обеспечения сохранения и усиления охраны городища Талгар министерством культуры и спорта прорабатывается вопрос по его передаче на баланс подведомственной организации министерства – Государственному историко-культурному музею-заповеднику “Иссык”. На сегодняшний день музею-заповеднику для реализации данной работы выделены штатные единицы (сотрудники), которые в настоящее время проводят работу по мониторингу состояния памятника и поддержанию его в надлежащем виде”.

“Горькая правда – нашим чиновникам все равно”

– В статье 11 Закона РК “Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия” (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.05.2018 г.) указано: “От имени Республики Казахстан полномочия собственника на памятники истории и культуры международного и республиканского значения осуществляет уполномоченный орган, а на памятники истории и культуры местного значения – местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения)”, – продолжает Сергей Куратов. – Считаем, что министерство культуры и спорта стремится переложить ответственность за сохранность и управление объектами всемирного наследия на местные исполнительные органы. Это противоречит нормам Конвенции и Закона РК “Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия”.

Директор музея “Иссык” Гульмира МУХТАРОВА в телефонном разговоре сообщила, что городище Талгар на баланс музея пока официально не передали.

– Горькая правда – нашим чиновникам все равно.

Они так приспособились к отпискам, нападкам, как они считают, прессы, что отписываются, и по бумаге проходит все гладко.

А когда приезжают международные инстанции, они видят другое состояние памятника, – говорит историк Марат СЕМБИ. – Включение в Список ЮНЕСКО автоматически повышает его ценность. Это ценность для всей человеческой цивилизации, а не только одной страны.

Если мы не можем распорядиться по-человечески, профессионально с такого уровня памятником, думаю, нашим чиновникам даже выгоднее, чтобы городище вычеркнули из номинации. Меньше проблем и работы.

Пока создают видимость работы, так как боятся последствий для себя. Разбазариваем наследство предков

Я занимался исследованием памятников архитектуры, истории, вопросом охраны. Знаете, какова их судьба? Сердце кровью обливается. Взять тот же памятник Козы Корпеш – Баян сулу в Семипалатинской области. Он незатейливый, выполнен из камня плитняка, относится к периоду Тюркского каганата. Он бесценный! Входной проем там находится на высоте 1 метр 15 сантиметров, были крутые, высокие ступени, выложенные в толще стены.

К символическому празднику эпоса – 1 500-летию, наши реставраторы “отреставрировали” памятник и плавно провели подиум прямо к входу. Сам памятник обложили еще одним слоем камня и просто погубили его. Таких примеров много.

Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Но к нам эта народная мудрость не относится. Если талгарские чиновники, на чьей территории городище, потом и будут лить слезы, то крокодиловы. Потому что истинное отношение к древнему памятнику мы уже поняли.

Алматы