Пожаром было охвачено более тысячи квадратных метров. На глазах у предпринимателей уничтожался их налаженный бизнес. В огне горели миллионы – дорогие шубы, дубленки, кожа, обувь, текстиль…
Сообщение о пожаре на центральный пункт пожарной связи поступило в 10 часов 57 минут. В это время главная барахолка Караганды только открывается, и большинство торговцев даже еще не успели разложить товар. Можно сказать, повезло. Случись ЧП двумя часами позже, когда начинается основной наплыв покупателей, большой беды бы не избежать.
Пустовали в это время и трибуны ледового зала, вмещающие более трех тысяч зрителей. Хоккейные матчи обычно проходят в вечернее время. А утренние часы отданы детским тренировкам. Дети только пришли и не успели переодеться. Эвакуировать детей в полной амуниции на коньках с хоккейной площадки было бы сложнее.
Ледовый дворец “Акжолтай”, как и большинство городских достопримечательностей, переживших реконструкцию, на 90 процентов был облицован уже печально известным алюкобондом. Так что огонь и густой дым распространялись с молниеносной скоростью. Как говорят очевидцы, продавцы, спасая свой товар, начали тушить пожар сами. Но уже через 5–7 минут стало ясно, что спасать нужно не товар, а свои жизни.
Прибывшие на место пожарные расчеты не сразу смогли приступить к тушению. По невероятному стечению обстоятельств накануне ночью в Караганде произошла крупная авария на главном городском водоводе.
Только к пяти часам вечера основной очаг пожара был локализован.
Цена полицейского слова
Все это время торговцы не покидали зону бедствия. Опасаясь мародерства, предприниматели собирались дежурить на пепелище и всю ночь, хотя полиция выставила круговое оцепление и гарантировала сохранность. Бизнесменам пришлось положиться на честное полицейское слово.
Однако на следующий день разразился скандал. С утра в здание “Акжолтая” зашла следственно-оперативная группа для осмотра места происшествия. Когда офицеры выходили из помещения, один из предпринимателей узнал свой товар на плечах следователя. Полицейский натянул на себя дорогую дубленку, а сверху надел свою кожаную куртку. И в таком двойном одеянии пытался добраться до своей автомашины под прикрытием коллеги. Люди поймали мародера за руку. На скандал моментально прибыло руководство ДВД области. Оба причастные к инциденту сотрудника полиции арестованы. Управление собственной безопасности ДВД ведет доследственную проверку. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Но начальник следственного управления ДВД Кайрат Дюйсембаев выгораживает подчиненных. Ему больше нравится версия “Может, ребята замерзли и надели временно, чтобы согреться”.
По факту пожара уже на следующий день было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. Пожару была присвоена четвертая категория сложности.
Это самый большой пожар, случившийся в Караганде за последнее время. О причинах говорить рано, отрабатываются три версии: короткое замыкание, неосторожное обращение с огнем и умышленный поджог. И у всех трех версий имеются веские основания. Предприниматели, арендовавшие здесь торговые площади, в один голос говорят, что здание было в плохом состоянии, постоянно возникали проблемы с коммунальным обеспечением. В эти дни в Караганде резко похолодало. И продавцы включили в своих бутиках обогреватели.
Погорельцам помогут
Аренда торговых площадей в “Акжолтае” была одна из самых высоких в городе – минимум 10 тысяч тенге за квадрат. А крохотный закуток в самом проходном месте стоит 90–100 тысяч в месяц.
Сочетание вещевого рынка и ледовой спортивной арены 10 лет назад шокировало карагандинцев. В 1997 году власти города объявили, что бюджет не в состоянии содержать спортивный комплекс, и он был продан в частные руки. Ледовый дворец – краса и гордость Караганды, крытое архитектурное сооружение для тренировок и соревнований, с единственным крытым ледовым зеркалом, с трибунами, вмещающими более трех тысяч зрителей, – было продано… за 13,7 тысячи долларов! По условиям тендера частная фирма, купившая дворец, была обязана сохранить профиль здания. Но уже через пару месяцев роскошное фойе ледового дворца превратилось в барахолку. И с тех пор здесь главный вещевой рынок города. А где-то там, внизу, остался крытый каток, где все еще тренируются дети и проходят хоккейные матчи.
Карагандинцы поначалу воевали, возмущались и даже судились. Но за фирмой, купившей дворец, стоял человек, возглавлявший в те годы область, так что понятно, кто выигрывал суды. Здание пострадало настолько серьезно, что пока никто не готов ответить на вопрос, когда оно будет восстановлено. В настоящее время инженеры и ученые Карагандинского политехнического университета проводят экспертизу.
По первоначальным данным, своего бизнеса лишились около трехсот предпринимателей, арендовавших помещение. Аким Карагандинской области Нурлан Нигматулин заверил, что люди не останутся без помощи. Объявлено, что уже решен вопрос о предоставлении всем торговых мест в других центральных магазинах и рынках без арендной оплаты сроком на три месяца. А владелец ледового дворца также заверил, что готов платить аренду за пострадавших из своего кармана.
Татьяна ТЕН, Виктор АСЛАНОВ (фото), Караганда