Об этом сообщает медиа-портал Caravan.kz.
Как правило любое повышение цен вызывает недовольство потребителей. Однако давайте попробуем разобраться насколько объективной является данная критика в этом конкретном случае.
Ни потребители, ни СМИ при обсуждении данной темы не принимают во внимание множество факторов, таких как котировки нефти на мировых рынках, курс национальной валюты, ценообразование на рынке нашего ближайшего северного соседа.
Другим немаловажным фактором необходимости повышения цен на ГСМ являются приближающиеся плановые ремонты на НПЗ РК (в марте-мае остановка ПКОП, в июне – ПНХЗ). Импорт российского бензина уже сегодня необходим в целях того, чтобы казахстанский рынок в период ремонтов вышеуказанных НПЗ не испытывал дефицита топлива. Данный импорт в период май-август будет крайне проблематичен по причине плановых ремонтов на НПЗ РФ, сезонного увеличения потребления на рынке РФ. Учитывая, что российский потребитель ГСМ уже давно живет в рыночных условиях, то с увеличением спроса поднимутся и цены на внутреннем рынке РФ. Таким образом, импорт нефтепродуктов из РФ в РК в летний период будет непривлекателен для российских производителей.
И принимая во внимание уровень цен на рынке РФ, более высокую экономическую привлекательность западных рынков для российских экспортеров, снижение запасов отечественного бензина, - насыщение рынка самой ходовой маркой бензина возможно только при наличии конкурентной рыночной цены на внутреннем рынке.
15 февраля в ходе круглого стола в Астане заместитель Генерального Директора АО «КазМунайГаз» г-н Д. Сатыбалдин сообщил, что к 2018 году Казахстан перестанет зависеть от российского бензина в связи с завершением модернизации отечественных НПЗ и увеличением производства собственного бензина на 2 млн. тонн в год.
Однако, необходимо напомнить, что Казахстан существует в рамках законов рынка и межправительственных соглашений между странами ЕАЭС, в частности с РФ.
Завершение модернизации НПЗ РК, являющейся в последнее время наиболее ожидаемым решением всех проблем, по нашему мнению, не изолирует наш рынок нефтепродуктов от России, граница между которой и Казахстаном является самой протяженной сухопутной границей в мире.
Да, в ближайшей перспективе мы обеспечим внутренний рынок топливом собственного производства.
Но будет ли он дешевым?
Стоимость 1 литра бензина АИ-92 на АЗС в РК сегодня составляет от 139 тг/литр 0,43 $/литр. Розничная цена на АЗС нашего ближайшего соседа – России, 34,99 руб/литр (189 тг/литр или 0,58 $/литр).
Существующая разница в налогообложении наших стран (НДС, ставки акцизов) показывает:
* АИ-92 на АЗС РК – 116 тг/литр без акциза и НДС;
* АИ-92 на АЗС РФ – 118 тг/литр без акциза и НДС.
В плане наращивания производственных мощностей и улучшения глубины переработки нефти соседняя Россия в 2007-2014 гг. провела колоссальную работу. Однако, как мы видим, цены на бензин там намного выше чем в Казахстане.
Необходимо принимать во внимание тот факт, что до 2025 года в рамках ЕАЭС планируется создание общих рынков нефти и нефтепродуктов. Помимо прочих условий, формирование таких рынков означает неприменение государствами-участниками ЕАЭС во взаимной торговле количественных ограничений. А это, в свою очередь, может привести к тому, что более дешевый казахстанский бензин будет уходить в Россию, Кыргызстан и др. государства-участники ЕАЭС из-за ценовой разницы, что при отсутствии таможенного контроля в рамках ЕАЭС вполне закономерно. Даже в настоящее время не исключается тот факт, что более дешевые бензин и дизельное топливо казахстанского производства вывозятся из РК в приграничные районы России, так как действующий запрет на вывоз распространяется только на экспорт за пределы таможенной территории таможенного союза ЕАЭС. В этих условиях единственным решением для обеспечения топливом внутреннего рынка Казахстана по низким ценам является закрытие границ для вывоза бензина за пределы республики. Но подобная инициатива противоречит провозглашенным на самом высоком уровне целям евразийской интеграции и принципам создания и функционирования единого экономического пространства.
В этой связи, во избежание оттока ГСМ из РК и возникновения дефицита, актуальным становится вопрос выравнивания цен на ГСМ на всем пространстве ЕАЭС, включая унификацию налогового законодательства в части установления и применения ставок акцизов и НДС.
Нам видится, что казахстанская экономика должна продолжать поступательно интегрироваться в мировую экономику с учетом особенностей такого регионального объединения как ЕАЭС. Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов стран ЕАЭС предусматривает гармонизацию налоговых законодательств всех государств-участников. Итогом для казахстанского рынка ГСМ будет идентичный с РФ и другими членами ЕАЭС механизм ценообразования на рынке ГСМ.