"Повременка" не за горами

Об этом Эхо сообщил источник в Министерстве связи и информационных технологий (МСИТ).
Отметим, что вопрос введения повременной оплаты телефонных разговоров периодически возникает уже несколько лет. Первоначально пакет предложений по введению в Азербайджане поминутной оплаты телефонных разговоров фиксированной связи был представлен правительству еще в 2003 году. Согласно предложению Минсвязи, в рамках новой системы лимит на бесплатные разговоры должен был составить 800 минут в месяц на один номер. Сверх лимита за каждую минуту разговоров был установлен тариф в 25 старых манатов.
По словам бывшего министра связи и информационных технологий Надира Ахмедова, "у населения нет оснований для беспокойства, потому что это нормальная мировая практика".
При этом, как указал тогда экс-министр, процесс может быть осуществлен не раньше, чем через два года. По его словам, введение системы повременной оплаты телефонных разговоров позволит обеспечить устойчивое развитие телекоммуникаций в Азербайджане.
В 2005 году новый министр Али Аббасов заявил журналистам, что до конца года в Азербайджане будет введена повременная оплата уже не только междугородных и международных, но и локальных телефонных переговоров. Как он заявил, эта мера необходима в связи с растущим количеством пользователей и объемом использования телефонных линий. "Необходимо определить такой тариф, оплатить который могли бы даже малообеспеченные слои населения. Hапример, переговоры общим объемом в 300 минут в месяц должны колебаться на уровне одного доллара США", - сказал он.
Правда, для создания баланса в 2006 году, по его словам, должны были значительно снизиться тарифы на международные переговоры, так как в Азербайджане телефонные услуги по-прежнему более дороги, чем в других странах, даже после того, как в сентябре 2004 года тарифы на международные переговоры были снижены на 30-40%.
Предлагалось телефонные переговоры на сумму до 900 манатов вообще освободить от оплаты. При этом, по подсчетам специалистов, переговоры до этого уровня составляют 80% от общего ежемесячного объема разговоров по локальной сети, то есть по обычным городским телефонам (по данным на начало января 2005 года, общая емкость АТС составила 1,15 млн. номеров).
Однако позже министр связи и информационных технологий заявил, что применение повременной оплаты переговоров с использование лимитов в настоящее время по техническим причинам МСИТ осуществить не может.
Как удалось выяснить Эхо из других информированных источников, внедрение поминутной оплаты и ведение учета по переговорам в стране затормозилось и из-за нерешенности вопроса с интернет-пользователями.
"Дело в том, что нужно разработать точный механизм, который позволил бы определить, говорил ли абонент долгое время по телефону, или за это время он пользовался Интернетом. Пока это сделать сложно, ведь в обоих случаях связь идет через аппарат", - заявил источник.
Между тем, как сообщил "Эхо" источник в МСИТ, скорее всего, речь о "повременке" вновь пойдет уже в начале 2007 года. "Тогда мы были вынуждены отказаться от фиксированной оплаты телефонных разговоров потому, что большинство телефонных линий были старого типа. Сегодня большая часть АТС уже переведена на электронный режим и, возможно, с завершением этой работы вновь на повестку дня будет вынесен этот вопрос", - указал источник. При этом, как он подчеркнул, у населения нет оснований для беспокойства, поскольку такая система оплаты гораздо выгоднее, чем нынешняя.
Что касается тарифов, то, как сообщил источник, скорее всего, на каждый номер телефона будет выделено от 500 до 800 минут бесплатной связи, а каждая последующая минута разговора будет оцениваться в пределах 2-5 гяпик.
В принципе, система повременной оплаты за пользование обычным телефоном находит все более широкое распространение во всем мире. Основной выигрыш системы - снижение загруженности телефонных линий из-за невыгодности длительных телефонных переговоров.
На самом деле повременная оплата дисциплинирует абонента, который для экономии собственных средств должен более четко формулировать свои мысли. Например, в России в соответствии с законом "О связи" операторы, являющиеся естественными монополистами, должны разработать три тарифных плана, из которых абоненты выберут тот, который их больше устраивает. "Абонентский" - когда лимит местных разговоров не ограничен по времени, "Повременный" - когда плата за телефон будет зависеть от продолжительности исходящих звонков и "Комбинированный" - по которому определенный временный лимит, например, 500 или 600 минут будет входить в частичную абонентскую плату, а, начиная с 601 минуты, начнется тарификация.
В свою очередь в Министерстве связи и информтехнологий "Эхо" подтвердили, что во всех развитых странах действует система поминутной оплаты телефонных переговоров.
В нашей стране еще ведется подготовка к этому. Хотя в целом для системы поминутной оплаты уже нет никаких технических проблем. Нужно лишь все станции перевести на электронную систему, и министерство активно ведет эту работу.
По данным на январь 2006 года, удельный вес АТС электронного типа составил 53,6%, координатного типа - 45,6%, декадно-шагового типа - 0,8%.
Между тем, по словам главы Союза свободных потребителей (ССП) Эюба Гусейнова, переход к новой системе оплаты телефонных разговоров в настоящее время негативно повлияет на положение социально необеспеченных слоев населения.
Как говорит защитник прав потребителей, такой шаг на данный момент нелогичен. "Следует сначала повысить уровень жизни населения, а затем переходить к новым рыночным механизмам", - подчеркнул Эюб Гусейнов.
Кроме того, как указал глава ССП, "повременка" нанесет сильный удар по интеллектуальному развитию школьников и студентов, многие из которых, по его словам, занимаются подготовкой к урокам совместно по телефону.
В свою очередь, депутат Милли меджлиса, заместитель председателя постоянной парламентской комиссии по социальной политике Муса Гулиев в беседе с Эхо" заявил, что предложения МСИТ отвечают современным технологическим требованиям и вполне оправданы. "Подобная практика применяется во многих развитых странах мира", - сказал парламентарий. Причем, как он напомнил, телефон - это средство для передачи срочной и необходимой информации, а не для праздного общения. Тем более, как указал Муса Гулиев, сегодня такие меры необходимы для того, чтобы идти в ногу с современными информационными технологиями. "Считаю такой шаг нужным и своевременным", - заключил депутат ММ.
ДОСЬЕ
Еще в 1990-91 годах в качестве эксперимента была введена "повpеменка" в трех городах бывшего СССР - Риге, Пскове и Ленинграде. Оборудование для введения этой системы было создано на базовых предприятиях в этих городах - на ВЭФе (Рига), заводе бытовых счетчиков (Псков) и ЛОHИИ связи (Ленинград).
Но из-за распада СССР эксперимент не удался.

Р.МАНАФЛЫ, Н.АЛИЕВ