Хроника катастрофы
Уже 20–21 февраля паводками было затоплено 28 сел и поселков в Сарыагашском, Ордабасинском и Арысском районах. В воде оказалось около 2000 домов и домостроений, три сельские школы.
В воде, по предварительным подсчетам, погибло свыше 300 голов крупного и мелкого скота.
Шесть мостов подверглось разрушению, в ряде мест размыло дороги, отрезав от “большой земли” несколько населенных пунктов.
На автотрассе Темирлан – Боржар при въезде в село Уялыжар в яму, образовавшуюся на дороге, провалилось две автомашины с людьми, пытавшимися выехать из зоны бедствия. Пострадавшие отделались ушибами и ссадинами.
Не обошлось без жертв. Во время наводнения погиб 22-летний Нуржан Ноянов, житель села Майда-Бозай Жамбылского сельского округа. Как установлено, молодой джигит на коне пас скот в степи. Здесь он вместе с отарой был настигнут ливнем и начавшимся наводнением. Пастух пытался спасти тонущий скот. Но, по всей вероятности, в какой-то момент сам выпал из седла, запутался в стременах и утонул.
Уже с начала февраля в Южно-Казахстанской области стало понятно – наводнения этой весной принесут немало бед.
Нынешняя зима в Южно-Казахстанской области выдалась на редкость морозная. Осадков, по уверениям метеорологов, выпало не больше среднестатистической нормы. Но в прежние, более мягкие зимы снег таял в течение нескольких дней, впитываясь в землю. В этом же году снежные массы не таяли и накапливались в долинах.
Первые и очень резкие оттепели в 20-х числах февраля привели к интенсивному таянию снегов. А тут еще хлынули проливные дожди! Паводки не успевали впитываться в почву, огромные потоки воды устремились в низины.
К наводнению готовились, но по привычке в районах, близко расположенных к реке Сырдарье. Однако паводковое затопление охватило даже те территории, которые, по прогнозным расчетам, не попадали в зону бедствия.
Стихия проверила на “слабинку”
В течение всей зимы в Южно-Казахстанской области проводились учения по оказанию помощи при наводнении. Поэтому в час “Х” ожидалась просто показательная работа экстренных служб, которые могли с блеском проявить всю свою подготовку и умения.
Но получилось, как всегда, – с накладками и скандалами.
Совершенно непонятным оказался приказ противопожарной службы ЧС, категорически запрещавший местным органам привлекать к откачке воды из затопленных зданий специализированные пожарные машины.
Жители кастрюлями и тазами вычерпывали воду из своих домов, а рядом без дела стояли пожарные расчеты, которые могли откачать воду в считанные минуты.
Лишь после личного вмешательства министра по ЧС Владимира Божко, отменившего нелепый приказ, пожарные приступили к несколько несвойственной для себя задаче – бороться не с огнем, а с водой.
К давке и скандалу привела выдача сухих пайков пострадавшему эвакуированному населению в Сарыагашском районе. Местный акимат не нашел ничего лучшего, как устроить раздачу пайков почти тысячной толпе через единственное окошко в акимате. Теоретически считалось, что снабжение продуктами происходит по спискам в соответствии с нормой. Однако в результате образовавшейся давки и неразберихи те, кто был послабее, остались ни с чем.
Чрезвычайная ситуация выявила еще не одну слабину в “отдельных случаях” в работе спасателей и чиновников.
Но в то же время необходимо отметить и поистине громадную и самоотверженную работу сотен спасателей, пожарных, полицейских и медиков, оказывавших действительно оперативную и эффективную помощь пострадавшим.
Помощь порождает иждивенчество
В первые же часы стихийного бедствия в Шымкент прибыл Премьер-министр Карим Масимов. Премьер сообщил, что из резерва правительства только для оперативных нужд, связанных с затоплением в ЮКО, выделено 500 млн. тенге.
– Никто в беде не останется, – заверил Масимов, – средства будут направлены на обеспечение продовольствием, оказание медицинской и другой необходимой помощи пострадавшим.
Действительно, помощь в зоны бедствия пошла уже с первых часов. 22–23 февраля в пострадавшие районы было только продовольствия направлено на сумму свыше 6 миллионов тенге.
Техническими и строительными службами организованы работы по предотвращению дальнейшего затопления в поселках, строительство и укрепление дамб, обводных и сбросных каналов и других мероприятий.
Однако слаженная работа специализированных служб породила, увы, иждивенческие настроения среди местных жителей.
– Я неприятно удивлен и поражен, – говорит аким Южно-Казахстанской области Нургали Ашимов. – Когда ездил по пострадавшим районам, видел десятки взрослых мужчин из местных. Надев сапоги по колено, они слоняются без дела и только жалуются. Ни один из них сам не взял кетмень или лопату и не пошел укреплять дамбу или строить насыпь хотя бы вокруг своего поселка! Только требуют от властей принимать меры!
Во время потопа сухой закон!
Уже с первого дня ЧП в зоне поражения был объявлен почти военный режим жесткой дисциплины.
Во всех трех районах, охваченных наводнением, сейчас объявлен сухой закон.
Полицейским отдан приказ – пьяных и подвыпивших граждан, замеченных в пустующих поселках или местах эвакуационных пунктов, незамедлительно “изолировать”!
Усиленные наряды полиции сейчас круглосуточно патрулируют пострадавшие районы. Из мужчин, пожелавших остаться в затопленных поселках, формируются отряды добровольных дружинников, которые также несут охрану правопорядка и дисциплины. До сих пор никаких криминальных происшествий в зоне бедствий зафиксировано не было.
Итоги беды
По предварительным данным, оказалось разрушено свыше трех тысяч домостроений. Неудивительно – дома в этих засушливых районах обычно строились из глины и самана, не способных выдержать водную атаку.
Власти уже объявили: возмещение за счет государства будет касаться лишь непосредственно жилья, но не хозпостроек или сараев для скота.
Здесь следует не допустить спекулятивных настроений, но в то же время оказать полноценную помощь действительно пострадавшим, считают местные власти.
Но даже по самым предварительным подсчетам, для строительства и восстановления необходимого жилья в пострадавших районах потребуется порядка
10 миллиардов тенге.
Шымкент – Акдала – Арысь – Сарыагаш – Шымкент
Данил Шемратов, Хусан Азимов (фото)