Да и Монголия претензий не имеет.
В этой истории много моментов, которые уже невозможно проверить. Остается лишь принять факты такими, какие они есть на сегодняшний день.
А факты таковы: пару месяцев назад молодая семья Аскара Халмана приехала из Монголии в Казахстан, на историческую родину, по президентской квоте. Глава семьи, жена и трое маленьких детей. Жена Сулушаш со дня на день ждала четвертого ребенка. Думали, малыш родится уже на исторической родине. Конечной точкой переселения был поселок Есенгельды Абайского района Карагандинской области – там уже обустроилась многочисленная родня, на чью поддержку, помимо государственной, рассчитывали Халманы на первых порах.
Неожиданная остановка
В пути случилось непредвиденное: автобус, в котором ехала семья, уже на территории России, недалеко от Барнаула, попал в аварию. Пострадали восемь пассажиров, в том числе беременная Сулушаш. Всех доставили в ближайшую больницу – в поселке Родино. И там у женщины родился малыш.
О том, что было дальше, можно судить только по рассказу самой Сулушаш, которая не говорит по-русски. Сложно даже представить, с какими трудностями перевода она столкнулась в российской глубинке!
Родители поняли так: новорожденного везти в Казахстан нельзя, потому что у него нет документов и визы на въезд и выезд. Глава семейства решил добраться до Есенгельды, а там уж подскажут, как быть. И Халманы, оставив новорожденного в больнице, продолжили свой путь.
Добрались до места, и тут их ждала печальная весть. Пока они были в пути, родственникам сообщили, что новорожденный малыш, которого, кстати, назвали Родино, по названию села, где он появился на свет, умер в больнице.
Родители погоревали, но у них было столько хлопот и проблем на новом месте, что ничего выяснять они не стали.
Вам ребеночек нужен?
Но недавно в акимат Карагандинской области неожиданно позвонили из Барнаула: дескать, у нас тут малыш в больнице, забирать будете? Или мы его себе оставим? Уж больно хорошенький!
По российским законам, дети, оставленные родителями в больнице при рождении, автоматически получают российское гражданство через полгода в случае, если мать неизвестна, а за это время на малыша никто не предъявил прав. В этом случае закон зашел в тупик: родители известны – и мать и отец в справке о рождении указаны с точным местом предполагаемого проживания. Никаких отказных материалов также нет. Потому и позвонили чиновники – спасибо им! – в Караганду.
Карагандинцы отреагировали мгновенно. Даже еще не переговорив с родителями, ответили однозначно: мальчик наш, забираем!
– Аким района так и сказал: забираем, будет сыном района – ну, как сын полка, – шутит начальник отдела внутренней политики Абайского района Толеутай ЕСЕКБАЕВ. – Но когда переговорили с родителями ребенка, оказалось, что они и не думали отказываться от него. Им сообщили, что он умер. Недоразумение какое-то вышло…
Это недоразумение и расхлебывают теперь министерства иностранных дел трех государств. «Сейчас собираем средства, чтобы отправить одного из родителей за малышом в Россию. Потом, возможно, им придется еще съездить в Монголию. Министерство иностранных дел Республики Казахстан заверило, что окажет всю необходимую помощь, – говорит чиновник. – Так что вернем мальчика. У нас весь район поднялся, деньги собираем всем миром. Асар объявили! И фермеры, и простые сельчане – никто не остался равнодушным. Главное, что мальчик жив-здоров. И столько людей сегодня помогают ему вернуться домой!"
Трудным оказался путь маленького потомка Чингисхана на историческую родину. Но Родино ждут на родине!
Фото предоставлено нашими коллегами с телеканала города Барнаула
Татьяна ТЕН, Караганда