Потерявших работу жителей Байконыра лишают жилья

Главная проблема заключается в том, что, потеряв работу, люди автоматически лишаются и жилья. Еще с советских времен весь жилой фонд находится в ведении администрации города. А так как почти все казахстанцы имеют временную прописку, у людей нет прав на квартиры, в которых они проживают. Соответственно продать или взять в банке кредит под залог они не могут. О приватизации вопрос даже не стоит.

Тревогу забили еще в начале прошлого года, так как первая волна сокращений по Байконыру прокатилась в 2014 году. Тогда под нее попали сотрудники военного госпиталя – центральной медико-санитарной части № 1. Работы лишились сразу 163 человека. Из них только двое – граждане Российской Федерации, остальные – казахстанцы.

С начала 2015 года в этом медучреждении сократили еще 219 граждан нашей страны: медсестер, фельдшеров, санитарок и техничек. К примеру, Анар БУЛЕКОВА работала в клинике медицинской сестрой. Под сокращение попала одной из первых. Но ей повезло, казахстанский отдел занятости помог трудоустроиться, как матери-одиночке. Для нее нашлась должность медсестры в поликлинике прилегающего к городу аула Торетам. Некоторые подруги по несчастью уехали искать работу в Алматы, Кызылорду, Астану, но большая часть осталась в городе.

Всего же в прошлом году на космодроме сократили 409 казахстанских граждан. Это по официальным данным, хотя есть и другая цифра – свыше 600 человек.

“Постановлением главы администрации города Байконыра в связи с сокращением финансирования были высвобождены с организаций “Роскосмоса” и бюджетных организаций города в прошлом году свыше 600 человек, в следующем году предполагается высвободить порядка 1 500 человек. В основном (около 75 процентов) это граждане Республики Казахстан”, – сообщили тогда “КАРАВАНУ” в акимате области.

Местным властям удалось трудоустроить всего 75 человек в пригородных аулах Акай и Торетам. Но проблема в том, что и в нынешнем году Россия намерена сократить содержание некоторых объектов в городе с известным всему миру космодромом, где основными работодателями являются российские фирмы и организации.

Кризис – он и в Африке кризис

Кризис сильно ударил по российской космонавтике: урезаются целые программы, сокращается бюджет “Роскосмоса”. Осенью прошлого года и. о. генерального директора Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Ранохон ДЖУРАЕВА заявила:

– Мы готовим программу стратегических преобразований Байконура. Сейчас анализируем работу космодрома, прогнозируем его жизнь на ближайшие 10 лет. Программа будет готова к концу этого года.

При этом она пояснила, что в данной программе речь не идет о массовых увольнениях, а скорее о повышении производительности труда. Сейчас на Байконуре, по ее словам, в российских компаниях работает порядка 8 тысяч человек, четыре тысячи из которых заняты операционной деятельностью, остальные – это обеспечивающий персонал, состоящий в основном из граждан Казахстана.

– Вот нам предстоит понять, нужно ли такое количество обеспечивающего персонала, могут ли они работать более эффективно, – уточняла глава центра.

Что касается 50 миллиардов рублей, предназначенных для Байконура в рамках программы “Развитие российских космодромов” на 2016–2025 годы, то они, как отметила Джураева, будут прежде всего направлены на поддержание готовности пусковых установок.

Из всего сказанного можно было сделать вывод, что сокращения на космодроме и в этом году неизбежны.

Как помочь байконырцам?

Минувшей осенью в Москве на заседании межправительственной комиссии России и Казахстана наша сторона обозначила ряд вопросов по Байконуру, требующих немедленного решения. Консенсус, по словам участников встречи, был достигнут, но не сразу.

– У России есть сложности, у них есть сокращения, при этом они не могут создать новые рабочие места. Их только космос интересует, больше ничего. А мы пока не можем, у нас нет юрисдикции, у нас нет земли, чтобы там создавать производства, открывать, обеспечивать рабочими местами людей. Даже вокруг международного коридора Западная Европа – Западный Китай, который там проходит, мы не можем строить объекты придорожного сервиса, потому что земля вся находится в аренде “Роскосмоса”. Сейчас мы достигли соглашения, что 11 тысяч 600 гектаров выводятся из аренды, и на этих землях мы будем создавать производства для трудоустройства высвободившихся рабочих.  У нас с 1994 года в городе ни одного квадратного метра жилья не построено, не подводятся объекты жизнеобеспечения. Сегодня в городе только юрисдикция России, мы со своими деньгами, со своими программами по модернизации, по строительству нового жилья, по поддержке предпринимательства туда войти не можем. Мы обратились с предложением, что все-таки, если есть сложности, по договору допускается, что арендодатель, то есть казахстанская сторона, совместно с арендатором участвует в содержании, развитии инфраструктуры как города Байконыра, так и космодрома, – говорит специальный представитель Президента РК на комплексе “Байконур” Серик КОЖАНИЯЗОВ.

Кстати, около 300 новых рабочих мест откроется в новом филиале Кызылординского областного медицинского центра. В него перепрофилирован первый на Байконыре казахстанский родильный дом. После длительных переговоров медцентр передали на баланс Республики Казахстан.

– Кроме этого, для поддержки оставшихся без работы байконурцев выделяется 300 миллионов тенге для льготного микрокредитования. Порядка 150 человек смогут открыть свое дело, заняться бизнесом. Также сейчас многие предприятия Приаралья предлагают свою помощь, предоставляют рабочие места байконырцам. К примеру, нефтеперерабатывающий мини-завод в Кызылорде направил нам запрос сразу по 17 специальностям, там очень удобный вахтовый метод, – говорит руководитель отдела занятости, соцпрограмм и РАГС Кармакшинского района Зере МИТЕРОВА.

Заколдованный круг

Если вопрос с трудоустройством байконырцев найдет свое положительное решение, снимется большое социальное напряжение.

Но существует еще одна, созданная искусственно проблема. О ней автор этих строк писал много раз в течение почти десяти лет. Это – хитрая система прописки.

Чтобы не допустить в город наплыва жителей соседних районов и аулов Кызылординской области в начале 90-х годов прошлого столетия в момент развала как космодрома, так и города, местная российская власть ее и придумала. Прописаться в городе могли лишь сотрудники космических предприятий и организаций. Остальным разрешали сделать временную, и то при наличии работы. Получался замкнутый круг – без прописки не брали на работу и не прописывали, если человек не имел работу.

Как раз в те годы россияне массово покидали космодром, опустели целые микрорайоны. Многоэтажные дома подвергались грабежу, выламывали окна и двери, уносили все, что можно было унести. Тогда-то в город заселились казахстанцы из близлежащих аулов целыми улицами. И живут до сих пор, не имея ни прописки, ни работы.

Вот, к примеру, Гуляим НУРТАЕВА. Она не может переехать из Байконыра куда-либо, так как нет на то сбережений и возможности.

– Двадцать пять лет здесь живу и никак не могу получить постоянной прописки. Сыновьям уже за тридцать, а я не могу женить ни одного, потому что они все безработные. Без прописки не берут на работу. Десять человек проживаем в маленькой двухкомнатной квартире, – плачет женщина

Таких, как она, в Байконыре тысячи. Проблема обсуждается многие года на самом высоком уровне. Казахстан даже заявил о готовности вложить инвестиции в развитие города, но дальше слов дело не движется.

Между тем в Байконыре достаточно пустующих многоэтажек. И люди готовы вложиться в их ремонт. Но местная власть, по словам жителей, подобные инициативы не приветствует. Вот и получается, что дома пустуют, а людям жить негде.

Как говорится, куда ни кинь – всюду клин.

БАЙКОНЫР – КЫЗЫЛОРДА