Построит ли Пентагон военную лабораторию в Казахстане

Что творится в поселке Гвардейский?

В информации россиян сообщается, что строящейся лаборатории присвоен статус объекта, требующего особого регулирования и градостроительной регламентации. Код BSL-4 (Biosafety Level 4) означает IV уровень биологической безопасности. Это также высокий индивидуальный и общественный риск изучаемых лабораторией вирусов, эффективных мер в борьбе с большинством из которых не существует.

Мы решили узнать, насколько правдивы подобные утверждения и откуда они взялись. В областном управлении здравоохранения считают распространение этой информации преждевременным. Там официально опровергли данные о строительстве лаборатории, требующей IV уровня безопасности.

– В поселке Гвардейский Кордайского района работает биофармацевтический завод при Научно-исследовательском институте проблем биологической безопасности, который производит вакцину “QazVac”. Также он будет выпускать иммунобиологические лекарственные препараты по международному стандарту, в том числе вакцины против гриппа, туберкулеза, бруцеллеза, нодулярного дерматита и других инфекционных заболеваний. Планируется ежегодно производить от 30 до 60 миллионов доз биофармацевтических препаратов. Общая стоимость проекта – 15,6 миллиарда тенге, – рассказал руководитель ведомства Асет КАЛИЕВ.

Дыма без огня не бывает

По его словам, при заводе работают несколько лабораторий, но ни одна из них не занимается штаммами, требующими IV категории безопасности. Но вот планы относительно этого действительно существуют. Однако не так страшен черт, как его малюют.

– К возбудителям болезней, для которых требуется IV уровень биологической безопасности, относятся: Конго-Крымская геморрагическая лихорадка, вирус Эбола, вирус Хунин, лихорадка Ласса, вирус Мачупо, вирус Марбург и вирусы группы клещевого энцефалита (Омская геморрагическая лихорадка, весенне-летний энцефалит, вирус Абсеттарова, Ханзалова, Гипр, Кумлинге, Кьясанурская лесная болезнь). По некоторым из этих заболеваний Казахстан является неблагополучным, – рассказывает собеседник.

В обосновании проекта говорится, что в мире имеется почти 60 лабораторий уровня BSL-4, из них в Европе находятся 25, Северной Америке – 14, в Азии – 13, в Австралии – 4, в Африке – 3. Они есть и в России: в Москве, Новосибирске, Саратове, Кирове и других городах. Помимо этого, имеются и клинические лаборатории BSL-4 при крупнейших мировых медицинских центрах.

Лаборатории IV уровня биологической безопасности предназначены для работы с самыми опасными и заразными вирусами и бактериями, от которых не существует лечения. В мире подобные лаборатории используются для эффективной и экстренной защиты здоровья и жизни людей путем изучения опасных патогенов и разработки новых лекарственных средств, – сказал собеседник.

– Наличие собственной лаборатории позволит в любое время приступить к изучению неизвестного заболевания и разработать вакцину или диагностику, не дожидаясь помощи из других стран, и обеспечить надежный биологический щит и спасти человеческие жизни. Так что поводов для беспокойства нет, – сообщил Калиев.

По словам руководителя, российские СМИ несколько интерпретировали опубликованный на сайте нормативно-правовых актов (НПА) проект по возможному строительству лаборатории BSL-4, поспешив назвать объект строящимся.

Хотя в проекте документа говорится лишь о возможности строительства завода для изучения высококонтагиозных патогенов, вызывающих тяжелые и смертельные заболевания, против которых нет доступных вакцин и средств лечения. Но там речь идет об обсуждении документа. Даже при положительном решении вопроса завершить строительство планировалось в IV квартале 2025 года. То есть о действующем строительстве никто речи не ведет.

Спим спокойно?

Однако возведение объекта даже в будущем остается под вопросом. Ведь проект акта, находившегося на публичном обсуждении до 19 ноября текущего года, не получил одобрения казахстанцев. 553 гражданина проголосовали против его принятия, и только шестеро выразили свое согласие. В большинстве из более чем 700 комментариев также высказывается негодование по поводу возможности размещения такой лаборатории. Правительственного решения о строительстве пока не принято.

Между тем, по данным управления, сегодня в Институте проблем биологической безопасности имеются современные научные лаборатории со II и III уровнем биологической защиты (BSL-2, BSL-3).

Здесь действительно есть базы, где хранятся генетические данные вирусов и бактерий, расшифрованные нашими учеными.

Кроме того, в ходе недавнего визита в Жамбылскую область премьер-министра страны Аскара Мамина ему был представлен проект строительства II этапа производственного цеха завода по выпуску субстанций в промышленных объемах. Но там речь шла об условиях BSL-3. Похоже, именно это породило предположения и слухи о том, что строительство лаборатории BSL-4 уже идет полным ходом.

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ