Постприватизация

Закон предусматривает введение системы государственного мониторинга как элемента системы прогнозирования и регулирования экономического развития, сохранения и роста промышленного потенциала республики. Государство должно знать, что происходит в стратегических отраслях, дабы регулировать ситуацию.
В этой связи немаловажным является и повышение эффективности управления коммунальной собственностью и приватизации. Стратегический план развития республики до 2010 года требует совершенствования подходов в управлении и распоряжении государственным имуществом.
Сегодня в регионах повсеместно принимаются программы, связанные с эффективностью управления коммунальной собственностью. Как отмечают их разработчики, главное, осуществление приватизации госимущества в интересах государства, а также совершенствование постприватизационного контроля. Что касается последнего, то сегодня выясняется несовершенство заключенных на ранних этапах приватизации договоров купли-продажи, пробелы в различных областях законодательства используются покупателями в собственных интересах, а это позволяет им в некоторых случаях избежать полной ответственности за неисполнение своих обязательств. Примеров можно привести огромное множество. Власти в этой ситуации выражают обеспокоенность и намерены принять все меры, чтобы жестко контролировать постприватизационный процесс.
Еще одна существующая проблема для всей республики - это учет государственного имущества. Здесь до сих пор не определена ответственность коммунальных органов госуправления за достоверность и точность учета госимущества в реестре. А это поле для коррупции и иной незаконной деятельности. По мнению разработчиков программ, прежде чем составлять реестр, нужно провести инвентаризацию имущества, закрепленного за государственными предприятиями, а также выявить неучтенное и незакрепленное госимущество.
На практике же мы имеем то, что перед продажей предприятия его имущество зачастую частично просто исчезает, руководители, как правило не оставляют себя в обиде, тем более, когда известно, что хозяином объекта станет третье лицо. Кроме того, пересмотреть договоры о приватизации, подписанные на заре суверенитета государства, нынче очень сложно, почти невозможно. Передел собственности и пересмотр процесса приватизации в соседней России показывает, что нынешние хозяева крупных промышленных объектов, дающих миллиардные доходы, просто так не захотят без боя отказаться от всего, что имеется у них. Государственный прессинг под видом нарушения закона на западе воспринимается двояко. И здесь очень важно не ошибиться при проведении приватизации на современном этапе.
Власти Западно-Казахстанской области считают, что важным является привлечение инвестиций в экономику путем расширения круга потенциальных инвесторов посредством эффективного применения способов приватизации в зависимости от стратегических интересов государства.
Немаловажным является обеспечение прозрачности и конкурентности процессов приватизации госимущества. К госимуществу, представляющему стратегическую важность проявляют заинтересованность и зарубежные инвесторы.
В последние годы в республику, в том числе Западно-Казахстанскую область зачастили представители различных промышленных групп Великобритании, Италии и других развитых стран. Несмотря на то, что первостепенный интерес они проявляют к нефтегазовым сферам, они не прочь заиметь и околонефтяную компанию. И то, что в последние годы многие предприятия становятся собственностью компании с долей отечественного и иностранного капитала никого не удивляет, наоборот, в этом видят залог успешного решения поставленных задач. Тем более, что, если действовать по уму, то государство должно допускать приватизацию убыточных и низкодоходных предприятий. Власти ЗКО намерены жестко подойти к акционерным обществам, переданным в доверительное управление, у которых расходы превышают доходы. Отныне в случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения доверительным управляющим принятых на себя обязательств контракты будут расторгаться незамедлительно. В основном это касается отечественных управляющих, иностранные инвесторы, как правило, очень крепко держатся за полученный контракт и стараются не нарушать законов чужой страны, по крайней мере не столь грубо и явно, как наши. В то же время, чиновники намерены создать максимальные условия для привлечения инвестиции в реальный сектор экономики путем предоставления на максимальных льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства.
Все это говорит о том, что государство взялось за жесткий контроль за процессом приватизации и дальнейшим его ходом. В республике очень много объектов уже не представляющих стратегической ценности, терпящих убытки и в дальнейшем не имеющих перспективы.
В течение ближайших лет властные структуры намерены определиться и решить дальнейшую судьбу существующих объектов, ибо нет смысла вкладывать средства в то, что не дает прибыль, и в то же время, если кто-то изъявляет желание сделать из этого … конфетку, почему бы не дать ему такую возможность?
От этого выиграет не только предприниматель, но и государственная казна в конечном итоге.