В минувшую пятницу глава Агентства по противодействию коррупции Алик ШПЕКБАЕВ предложил карать чиновников за коррупционные преступления небольшой и средней тяжести общественными работами.
Ну да, мелочь тырить – это вам не мешки ворочать.
– В Великобритании, – утверждал Алик Жаткамбаевич на коллегии ведомства, – на приговоренных к низкоквалифицированным уличным работам надевают яркие жилеты с надписью: “Вернуть долг обществу”. Такой вид наказания психологически более эффективен, а “общество узнает своих антигероев в лицо”.
Ну да, 25 часов в сутки и 8 дней в неделю публично метлой махать – не взятки втихаря брать. Лично я предлагаю усилить воспитательный эффект.
В 2009 году кто-то в парламенте предложил выдать всем госслужащим значки “Я против коррупции”. С обязательством носить их, нигде не снимая.
Ну как медицинские маски сейчас. Возможно, эти значки до сих пор хранят на каком-то складе. Если, конечно, их не списали за ненадобностью и втайне не сдали на металлолом. Впрочем, чиновники со стажем давно забыли такие понятия, как честь, совесть, КПСС, эрекция…
На этой неделе не менее изобретательно предложил карать бизнесменов, нарушивших закон, мажилисмен Андрей Линник. По его словам, таких преступлений в прошлом году стало больше на 23 процента. Сейчас в стране кризис. Сажать деловых людей, от которых пользы за решеткой – как от козла молока, а государство должно содержать их за счет честных налогоплательщиков? Но за это время бизнес преступивших закон развалится. Налогов – ноль, рабочих мест – ноль.
Альтернатива у депутата такая: пусть виновный заплатит многократный штраф. А потом решением суда сослать его куда-нибудь подальше в глубинку – чтобы он там какое-нибудь новое дело начал.
В порядке перевоспитания. Оказывается, такая норма была в нашем Уголовном кодексе. Но ее исключили в 1998 году из-за невостребованности. Госслужба: Проверка на “педикулез”
“Государство, – предположил Андрей Григорьевич, – может оживить этой мерой депрессивные райцентры и малые города. Например, в Северо-Казахстанской или Кызылординской области, Аркалыке или по периметру внешних границ”. Может, депутату надо протереть любимые розовые очки? И осознать, что даже если нарушители закона и “обладают деловой хваткой”, что якобы “поможет поддержать местную экономику”, то только там, где для этого есть хоть какие-то условия?
Если бизнесменов наказать кратным штрафом, то на какие шиши они поднимут экономику в чистом поле? А их жены, полагаю, не декабристки – вряд ли поедут с обнищавшим супругом куда-то в глубинку к черту на рога. Начинать всё с нуля и встретить пенсию по колено в говне и грязи, но с чистой совестью? А какой бизнес, например, можно начать в Аркалыке, где все ниши давно заняты? В глубинке хорошо знают разницу между убытком и прибытком. Пускать чужака на местный, честно говоря, нищий рынок никто добровольно не станет…
Почти в тему. Во вторник глава Верховного суда Жакип Асанов рассказал Президенту Токаеву о реформировании судебной системы.
В частности, что с 1 июля 2021 года суды начнут рассматривать иски к госструктурам, исходя из мирового принципа “презумпции виновности государственного органа”.
А зарубежный опыт, заметил Жакип Кажманович, показывает, что это ведет к повышению дисциплины, улучшению инвестиционного климата и росту экономики.
Первыми сойдут с ума от радости предприниматели. Им любой проигранный тендер – лыко в строку каждого судебного иска. Потом поедет крыша у чиновников. Им шорох любой бумажки, пук сторожевой собаки во дворе и звонок на рабочий телефон – как пуля в голову. Потому что изначально виноват? А как не быть, если правила игры сначала так прописали, а теперь меняют. Уйти на другую сторону баррикады? Но и там его не примут: ты кто такой сейчас? Давай, до свидания…
Ну и судьи влипли с этой новой нормой по самые подмышки: как это госорган сразу виноват? Нас же, блин, столько лет другому учили! А если я не туда своим решением попаду – сам обвиняемым стану? В общем, у людей в мантиях, подозреваю, уже нет уверенности в завтрашнем дне. И какое оно для них будет, это завтрашнее дно, – ни один прокурор сегодня тоже не скажет…
В понедельник пенсионный фонд, согласно новому закону, начал перечислять средства своих клиентов в Отбасы банк на покупку жилья – уже более 50 миллиардов тенге от почти 9 тысяч вкладчиков. Но эту акцию опередила другая “движуха”. По словам мажилисмена Аманжана Жамалова, строительные компании, которые возвели в стране чуть ли не целые города новостроек, отреагировали на это повышением цен на квадратные метры. “Видимо, у них стала обильно выделяться спекулятивная слюна”, – сказал депутат.
Цены на еду в Казахстане как-то укрощают. На жилье – еще учимся? Жеглов, похоже, прав, что наказания без вины не бывает?