Посовещались и…

Каждый год педсовет проходит как праздник: бравые отчеты, грандиозные планы. О проблемах - вроде бы говорят, но общо, через запятую. А как еще о них говорить, если они - перманентны?
В общем, педсовет этого года не был исключением, разве что ознаменовался появлением Бырганым Айтимовой, министром образования и науки РК.
Она много говорила о перспективах развития системы образования, а учителя, привыкшие слушать в полуха, читать - по диагонали и между строк, услышали-таки самое главное в тронной речи: у государства есть средства и немалые, которые правительство намерено отдать образованию.
Значит, их мечты на улучшение дошкольной подготовки, среднего и высшего образования, не зряшные… Это отрадно. А вот последние "достижения" самих учителей и учеников со слов министра выглядели бледно.
Грустные файлы
Затронув самую больную тему школ - компьютеры, министр озвучила занятные цифры, взятые, увы, не из "веселой" математики.
"12 процентов учащихся 7-11 классов никогда не пользовались компьютерами во время занятий. 60 процентов учителей не имеют возможности пользоваться компьютерной техникой при обучении и подготовке к занятиям. Около половины учителей нуждаются в обучении компьютерной грамотности".
При этом подключение школ к сети Интернет выглядит вроде бы неплохо: 73 процента учебных заведений имеют доступ к информационному порталу, и даже 66 процентов сельских школ знают, что такое мировая паутина.
Вместе с тем исследование в крупных городах Казахстана (Астане, Алматы, Костанае, Усть-Каменогорске, Уральске, Шымкенте, Караганде, Кызылорде) показало, что 22 процента детей и 67 процентов учителей вообще никогда не пользовались Интернетом.
А в 21 школе, которые имеют к нему доступ, учителя-предметники об этом даже не знали. Директора школ держали технику за семью печатями, зато в сводках и отчетах компьютеры, а также компьютерная грамотность педагогов проходили на первом месте.
Школы с ориентацией
Нет, нет, это не ошибка и не опечатка. Это всего лишь новая задумка нашей системы образования, которая воплотится, как только состоится переход на 12-летнее образование. Ничего общего с голубым и розовым. Никаких школ для мальчиков и девочек.
Просто в перспективе обучение станет профильным, то есть будет идти по строго заданному направлению. Все школы заранее поделят на естественно-математические, со всеми вытекающими оттуда спецпредметами, углубленным изучением оных и прочим. Помимо математической направленности школы разделят на социально-гуманитарные и технологические. Пока трудно сказать, какие именно храмы знаний подпадут под новую градацию: все подряд, частные или только гимназические?
Предполагается, что определять профиль учебных заведений доверят органам управления образования и руководителям школ. В выборе нужного направления будут учитывать особенности регионов и индивидуальных потребностей учащихся.
В перспективе - составят карту профильных школ и детальные планы перехода от обыкновенных - к специализированным.
А чтобы этот трудный процесс не откладывать в долгий ящик, Министерство образования и науки РК намерено уже сегодня объявить конкурс на разработку модели лучшей школы с личностно-ориентированной парадигмой. К участию в конкурсе приглашаются педагоги-практики.
Жизнь вне класса
Учителя еще не знают, как они отнесутся к затее, которая родилась на педсовете. Вряд ли им это понравится. Классным руководителям в очередной раз предложили стать мамами и папами заодно, заняться воспитанием детей во внеурочное время.
Все прошлые годы они активно обсуждали свое участие в воспитательном процессе учеников и единогласно решили, что за это ответственное дело должны больше отвечать родители, нежели педагоги. Однако министр образования с высокой трибуны заявила, что школа в ответе за будущее детей, поэтому учителя не должны стоять в стороне в то время, когда 69 процентов детей после школы предоставлены сами себе.
В связи с чем Бырганым Айтимова предложила создать общественный Совет или движение республиканского масштаба, которое могло бы объединить усилия взрослых в воспитании детей. Министр признала, что образование само по себе не формирует гражданина. Все начинается с семьи, но по данным социологических исследований, сегодня 30 процентов родителей испытывают определенные трудности в воспитании своих чад. Работающая мама в сутки уделяет воспитанию ребенка максимум 16 минут, в выходные дни чуть больше - полчаса. "Поэтому, - резюмировала министр, - заниматься с детьми должны школы, учителя".
В частности, педагогической общественности предложено пересмотреть формы работы с родительской общественностью, четко определить их точки взаимодействия.
Государство обещало не оставить учителей один на один с решением этой проблемы. Оно будет помогать в виде открытия новых внешкольных организаций, которые по прогнозам министра должны будут увеличиться до 2010 года на 20 процентов.
Учитель - новый сапиенс
Страна сделала правильный выбор, говоря об изменении статуса учителя, министерство решило начать менять его с самого начала, а именно - с поднятия статуса вообще профессии педагога.
В этом году дополнительно было выделено пять тысяч государственных образовательных грантов. Хорошее предложение, которое должны были оценить абитуриенты этого года.
Дальше - больше. Ожидается, что изменится курс подготовки учителя в вузе. В настоящее время пересматривается программа обучения педкадров, будут увеличены сроки прохождения практики от шести месяцев до одного года. Учителя-стажеры получат возможность иметь реальный опыт работы в школе, что повысит их профессионализм на момент трудоустройства в учебные заведения.
Завтрашних учителей уже сегодня гордо называют учителями новой формации. Минобраз разработал проект концепции непрерывного педагогического образования нового человека - имеется ввиду, учителя. Ожидается, что документ будет активно обсуждаться, корректироваться, дополняться дельными предложениями.
В этом году будут возрождены курсы повышения квалификации на базе республиканского и областного институтов. Что особенно приятно - все затраты по увеличению знаний у учителей возьмет на себя государственный бюджет. Ранее учителя обязаны были учиться исключительно за свой счет или за счет спонсоров - родителей своих учеников.
Смотри пункт один
Это не может стать притчей во языцех, однако из года в год нашу систему образования бичуют за количество начатых и незаконченных реформ. Говорят, тяга к реформированию у нашей системы в крови и именно это ее слабое место. Между тем, чиновники от образования решили не отходить от "хороших" традиций. Нас ожидает очередная смена законов и подзаконных актов.
Аргументы железные: анализ современного состояния казахстанского законодательства (которое, извиняюсь за напоминание, страна еще не разработала толком), показывает, что его совершенствование не успевает за стремительными преобразованиями в системе образования.
Проще говоря, новый закон безнадежно устарел. Поэтому министерство запланировало подготовку совсем свежего законопроекта РК "Об образовании", который должен будет родиться к 2007 году.