Посол США в Казахстане: наши связи сейчас крепче, чем когда-либо

– Мы хотим продемонстрировать, что в Казахстане есть определенные стандарты, чтобы запустить прямые авиарейсы между Нью-Йорком и Нур-Султаном, – заявил Уильям Мозер в ходе онлайн-брифинга в минувшую среду. – Под этим я подразумеваю хороший визовый режим и стандарты безопасности. Чтобы их продемонстрировать, нужно пройти экспертизу чиновников из Вашингтона.

Но, когда это случится и между какими городами еще возможно прямое авиасообщение в ближайшее время, посол не уточнил. Он лишь добавил, что, несмотря на высокую заинтересованность, “Америка еще не готова ввести безвизовый режим для граждан Казахстана”. Но может увеличить количество сотрудников консульского отдела для ускорения выдачи виз в случае повышения спроса.

– Пандемия пока не дает нам сделать это в полной мере. Надо, чтобы все стороны, включая безопасность и целесообразность, были рассмотрены соответствующими службами.

Награжден медалью Пентагона

Что мы знаем об Уильяме Мозере? Поступив на дипломатическую службу в 1984 году, он до приезда в Казахстан успел поработать в Египте, Суринаме, Мали, Молдове. Был советником посольства США в Киеве, награжден почетной медалью Пентагона (!) за гражданскую службу. Правда, какую именно, нигде не уточняется.

Свободно владея английским, немецким, французским и русским языками, общение с казахстанскими журналистами он начал на казахском:

– Сәлеметсіздер ме! Ораза қабыл болсын! Рамадан Карим! Спасибо, что нашли время присоединиться сегодня к нашей онлайн-конференции. Надеюсь, вы чувствуете себя хорошо. Верю, что скоро появится возможность встретиться с вами лично.

Выразив теплые пожелания тем, кто держит пост, Уильям Мозер заявил, что он “настроен оптимистично” и свято верит в то, что мы (Казахстан и США) уже находимся где-то на пороге победы над пандемией.

– Я хочу особо отметить, что мы рассматриваем начатую компанию “30 лет вместе” как возможность не просто оглянуться назад, но и заглянуть в будущее, – улыбается посол. – Тридцать лет сотрудничества положительно повлияли на отношения между США и Казахстаном, и наши связи сейчас крепче, чем когда-либо. Сумма инвестиций в вашу страну превышает 30–35 миллиардов долларов США. И в будущем мы тоже будем вкладываться в Казахстан. Когда мы думаем о будущем, мы думаем и о сельском хозяйстве тоже. Еще американский бизнес может хорошо помочь в развитии туристического сектора. Я сам после пандемии планирую побывать в Туркестане. Соскучился уже по красотам Казахстана.

После этого заявления разговор как бы перешел в более раскованное русло. Посол, решительно отказавшись от услуг переводчика, пытался шутить, всё время широко улыбался и на ломаном русском благодарил представителей республиканских СМИ “за хорошие и острые вопросы”.

“Степной орел” прилетит снова

– США продолжают сотрудничество с Казахстаном по военным вопросам. Ему уже более 20 лет. Вы хорошо знаете, что на ежегодной основе наши страны проводят учения под названием “Степной орел”. Сейчас вместе с военной подготовкой американские эксперты изучают то, насколько старые боеприпасы, оставшиеся еще со времен СССР, представляют угрозу для жителей Казахстана и чем мы можем помочь. «Мы слишком тесно связаны с Россией»: пострадает ли Казахстан от американских санкций, несмотря на заявление посла США

Отвечая на вопрос другого издания о том, что ряд экспертов считает присутствие США в странах Центральной Азии навязыванием демократических ценностей для осуществления так называемых “оранжевых революций”, посол, не задумываясь и не краснея, ответил: “Наша деятельность в Казахстане согласована с правительством республики, и мы всегда (!) обсуждаем все наши проекты за круглым столом”.

В контексте международных отношений журналисты затронули вопрос санкций против России и, главное, как они могут помешать Казахстану. В ответ Уильям Мозер заявил, что США не могут закрывать глаза “на поведение Москвы, но меры против России не должны затрагивать интересы Казахстана”.

– В Казахстане мы будем работать над тем, чтобы страна могла избежать обязательных последствий этих санкций, – резюмировал посол. – Мы не хотим, чтобы эти санкции оказали какое-либо влияние на вашу страну.

(Продолжение – в следующем номере “КАРАВАНА”)

Алматы