Сразу предвижу вопрос многих – а кто такой Танат Жайлибеков? И становится грустно от того, что мы не можем сохранить память даже о таких людях. В 50-е годы на него просто обрушилась всесоюзная слава. Сначала в 1955-м на экраны страны вышел фильм “Солдат Иван Бровкин”. Говоря сегодняшним языком, это был комедийный суперхит… Мое сознательное школьное детство пришлось на 70-е годы, поэтому о повсеместном ажиотаже, который вызвала эта картина, я могу судить по различным источникам и рассказам людей, чья хотя бы сознательная школьная жизнь пришлась на середину 50-х. Такое впечатление, что не было тогда в необъятном Союзе человека, который бы не сходил на этот фильм!
Поэтому чему удивляться, что актеры, сыгравшие в “Иване Бровкине”, сразу стали кумирами всей страны. В основном это была молодежь, еще толком не засвеченная в кино. Но актерский ансамбль получился таким ярким, что согрел души миллионам… Сам я с удовольствием смотрю этот фильм и его продолжение “Иван Бровкин на целине” прежде всего из-за игры двух актеров – Михаила Пуговкина и Таната Жайлибекова. Их роли нельзя назвать главными, но без них такого фильма наверняка бы не получилось.
Согласно имеющимся данным это была первая роль Таната в кино. И сразу – на всесоюзном экране. Но не надо думать, что слава взяла и ни с того ни с сего грохнулась на голову казахского парня, которому к началу съемок, возможно, не было и 25 – он родился в 1929 году. То, что это был яркий талант, уверен, ясно всем, кто видел его в этих двух фильмах. К тому времени Жайлибеков окончил в Москве легендарный ГИТИС – Государственный институт театрального искусства. И у меня нет никаких сомнений, что роль Мухтара Абаева в “Иванах Бровкиных” получил не по блату – он эту роль заработал.
Незатейливый сюжет фильма “Солдат Иван Бровкин” просто фантастически раскрасила игра актеров. Парнишка Ваня Бровкин (актер Леонид Харитонов), говоря сегодняшним языком, полный пофигист, приобрел репутацию законченного “непутевого”. Человеком он стал в армии, куда в те годы не просто стремились – рвались! В армии Ванюша и повстречал будущего самого близкого друга – Мухтара Абаева, которого так ярко сыграл наш Жайлибеков. В продолжении фильма – “Иван Бровкин на целине” – события разворачиваются в оренбургских степях, куда друзья приехали после службы в армии. Конечно, эти фильмы должны были нести в себе пропаганду советского образа жизни. Но это было сделано настолько ненавязчиво, что, как говорится, не подкопаешься. На втором плане – новый истребитель или комбайн-гигант. Но все это не напрягает! В то же время создателям фильма удалось и реализм показать. Так, телевизор – только в доме председателя колхоза. А на столе у простого труженика даже по особым праздничным случаям – пирожки и миска вареных яиц на первом плане. А главное – фильмы получились не заагитированными и невероятно теплыми. Поэтому их и хочется смотреть спустя полвека, хотя и страны такой нет – СССР, и люди другие, и вообще много чего произошло. Фильм получился незабываемым, в этом, конечно, заслуга и Жайлибекова.
Но вернемся к самой картине. Оба – Бровкин и Абаев – мягко говоря, парни невысокие. Скажем так: метр с кепкой. Однако в отличие от Бровкина Абаев – сразу очень даже путевый. Без колотушки за пазухой, надежный, спортивный… Но главное – человечный, искренний и, конечно же, очень прикольный.
Вообще, никто, возможно, так ярко в 50-е не поспособствовал укреплению привлекательного имиджа просто казахстанца, как актер Жайлибеков. Помимо открытости и душевности его Мухтар Абаев – человек деловой. Кто первый построил дом в поселке? Он. Кто вкалывает на работе от и до? Снова он! А кто самый технически продвинутый? Абаев! Только он в фильме увлекается фотоделом. А кто положил глаз на самую красивую девушку? Впрочем, этот вопрос можно не задавать – понятно, что это Абаев… А еще в фильме есть неподражаемая мимика Таната Жайлибекова, жесты и интонации речи. Шуткам и приколам своего героя актер придал неповторимое звучание. Эти фразы пошли гулять по стране, стали крылатыми.
Наверное, жизнь после “Иванов Бровкиных” сложилась у Жайлибекова не совсем так, как он хотел. Жаль, что во всесоюзном масштабе ни один режиссер так и не попытался взять в свои козыри его комедийный дар. Да и на киностудии “Казахфильм” он не был сильно востребован. В большинстве картин, в которые приглашался Жайлибеков, ему доставались только эпизоды. А где-то даже фамилии нет в титрах… Из того, что удалось все-таки прочитать об этом актере, это то, что он работал в Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова, был одним из основателей популярных телепрограмм “Тамаша” и “Кымызхана”… Не стало актера 27 июля 1989 года, на десятые сутки после перенесенной операции.
Если вы увидите в программе фильмы “Солдат Иван Бровкин” или “Иван Бровкин на целине”, забудьте о суете, посмотрите, как играл один из первых казахстанских актеров, ставших известными всему Советскому Союзу. Танат Жайлибеков достоин того, чтобы его помнили. Таких людей нельзя предавать забвению.