Совсем скоро, в конце декабря в Узбекистане пройдут выборы в двухпалатный парламент, который будет состоять из Законодательной палаты и Сената.
В течение пяти последних лет узбекские парламентарии проявили завидную плодовитость: на прошедших до сего момента 15 сессиях они приняли 94 закона, 307 постановлений, ратифицировали 55 международных договоров и соглашений, внесли 1229 изменений и дополнений в 279 законодательных актов.
На своей заключительной сессии депутаты обсудили ряд проектов законов, часть из которых - во втором чтении. Главным вопросом стало обсуждение госбюджета Узбекистана за 2004 год, где ключевыми моментами являются дальнейшее развитие малого и частного предпринимательства, стимулирование экспорта, эффективное использование инвестиций, материально-сырьевых ресурсов, прерогативное развитие легкой, перерабатывающей и пищевой промышленности, реформирование сельского хозяйства.
Парламентарии также обсудили проект Закона "О накопительном пенсионном обеспечении граждан", который был обнародован официальными СМИ совсем недавно. Данный законодательный акт после всех необходимых формальностей должен вступить в силу.
Субъектами, которые будут играть главную роль в деле исполнения закона, должны стать Народный банк (накопительная функция), Центральный банк (определение параметров отчислений) и Госналоговый комитет (контролирующая функция).
Однако уже сейчас заметна одна существенная деталь проекта закона: он не стимулирует процесс конкуренции в секторе накопительной пенсионной системы. С одной стороны, большая доля участия в этом новом проекте является гарантией сохранности пенсионных отчислений граждан. Но с другой стороны, невозможность участия в накопительной системе других не менее эффективных коммерческих банков, в том числе и частных, сильно сужает число потенциальных игроков на поле.
Логичен вывод: меньше игроков, меньше выбора. Естественно, далеко не всех желающих накопить пенсию данное обстоятельство устроит. Это только видимые недостатки проекта закона. Есть и другие, которые, несомненно, требуют более скрупулезного анализа.
По мнению независимых экспертов, "при сегодняшнем уровне средней заработной платы по стране говорить о значительных отчислениях в накопительную пенсионную систему вряд ли приходится. По разным оценкам, средняя заработная плата в Узбекистане составляет 30-40 долларов, и многим непонятно, какую долю с этой суммы можно переводить на счета пенсионного фонда. Потом существует и психологическая составляющая. За долгие годы независимости люди привыкли не доверять государству, его обещаниям. Поэтому вероятность уменьшения заработной платы за счет отчислений на будущую пенсию многими может быть воспринято как очередное отчуждение части доходов".
На своей последней сессии узбекские парламентарии решили оставить после себя уже взрыхленное поле. Поэтому они будут обсуждать проекты Законов "О статусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "О статусе депутата областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов", в которых четко определены права, обязанности и гарантии деятельности парламентариев. Интересен проект Закона "Об отзыве депутата местного Кенгаша народных депутатов, депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан".
Де-факто уже сложившие к 3 декабря 2004 года свои полномочия узбекские парламентарии предполагали внести 116 изменений и дополнений в 48 законодательных актов.
В работе сессии парламента принял участие Президент Узбекистана Ислам Каримов.