Последняя сделка "Максималиста": как алматинские чекисты арестовали шпиона

Иностранный гражданин попал в поле зрения сотрудников ДКНБ по Алматы, когда прибыл в Казахстан якобы для налаживания торгово-экономических связей. Но когда он стал проявлять повышенный интерес к военной технике и искать выход на действующих военных, оперативники взяли его в разработку, дав условное имя Максималист. Дело о шпионаже развивалось стремительно, пишет Caravan.kz

В окружение "Максималиста" был внедрен агент под псевдонимом Темный, который под неусыпным и четким руководством оперативного работника ДКНБ завязал сначала знакомство с подозрительным иностранцем, а с течением времени и крепкие дружеские отношения.

Под грифом "Совершенно секретно"

Дела пошли активнее, когда Максималист предложил Темному выйти на офицера Вооруженных сил Казахстана для нелегального приобретения у него специального телеграфного аппарата РТА (шифратора) всех модификаций.

К удивлению оперативников, иностранец не скрывал, что "дело" оплачивает посольство его страны, и пообещал своему знакомому взаимовыгодное сотрудничество. В случае успешной сделки Максималист даже намеревался купить для Темного явочную квартиру в Алматы для выполнения подобных заказов и в будущем.

Тем временем ушлый иностранец находился под присмотром сотрудников КНБ. Выяснилось, что он довольно часто приезжает в Алматы как представитель различных компаний. В его близком окружении оперативники обнаружили знакомых лиц, также подозреваемых в причастности к работе на иностранные спецслужбы.

Свободное владение казахским и уйгурскими языками, а также звание офицера в отставке давали возможность Максималисту легко налаживать связи в правоохранительных, таможенных и налоговых органах Казахстана. Он имел многочисленные контакты среди сотрудников службы погранконтроля.

Объект наблюдения строго соблюдал меры конспирации. Тщательно выбирал и постоянно перепроверял свое окружение, умело уходил от наружного наблюдения, то есть пользовался методами работы агентов спецслужб. После очередных контактов с источником выезжал в Бишкек, где на тот момент находился резидент военной разведки его страны.

Оперативники задавались вопросом, зачем же Максималисту понадобился шифратор РТА-7М, который не попадает под гриф "секретно"? Оказалось, что он используется нашими военными для организации закрытой связи в комплексе с дополнительной приставкой, которая, в свою очередь, является секретной. Утрата этой аппаратуры или технического описания к ней могла привести к разглашению сведений об алгоритмах закрытой информации. Таким образом, версия о причастности объекта именно к военной разведке подтвердилась. Это объясняло и его желание установить неофициальные контакты с нашими военнослужащими, и сбор секретных сведений военного характера.

Новым игроком становится спецагент Кайра

Наступило время, когда надо было вводить в оперативную игру еще одного конфиденциального помощника из числа действующих военнослужащих. Новым игроком стал специалист по связи одной из воинских частей Алматинского гарнизона. Для дальнейшей операции контрразведчикам пришлось осуществить взаимную расшифровку агентов, что происходит крайне редко. Некоторое время агентов проверяли на психологическую совместимость, тщательно отрабатывалась легенда их знакомства и линия поведения, особенно при совместных контактах с Максималистом.

Вопреки опасениям, внедрение Кайры прошло успешно. Однако Максималист не терял бдительности и через свои связи все время пробивал нового знакомого. В большинстве случаев на встречи с агентом иностранец приходил с опозданием на 30–40 минут, а иногда и вовсе переносил их в самый последний момент. Очевидно, что и здесь он проверял нового источника, вел контрнаблюдение за ним.

Такой же осторожности Максималист хотел и от нового "друга". Кайре он давал четкие предписания по поводу выполнения своих просьб, требовал неукоснительно соблюдать отработанную "заказчиком" линию поведения и категорически запрещал обсуждать подробности по телефону. По особо важным моментам Максималист выезжал в свою страну для консультации с руководством.

Пойман с поличным

Когда операция подходила к завершающей фазе, Максималис" стал еще более осторожным. Он часто менял адреса проживания, переносил запланированные встречи, тщательно подбирал места для очередных явок, сужал круг общения. Сигналом к тому, что скоро состоится кульминация проделанной работы, стало то, что объект передал Кайре новый сотовый телефон и поощрил солидным денежным вознаграждением.

Однажды Максималист прибыл на очередную встречу с Кайрой в сопровождении еще одного соотечественника, гражданина Казахстана, которого представил своим переводчиком. Они обсуждали условия получения секретной инструкции и пути ее вывоза за рубеж. Источнику красочно описывали дальнейшие перспективы сотрудничества, в том числе по другим образцам военной техники.

День икс настал 29 октября 2003 года. При попытке получения секретных материалов к изделию "Т-206-3М1" Максималист и его подельник были задержаны с поличным на глазах у официального представителя спецслужбы их страны. Последнего заблаговременно вызвали к месту задержания для демонстрации свершившегося факта преступления. Таким образом, сотрудники КНБ довели позицию о недопустимости шпионской деятельности на территории Казахстана.

Собранных данных оказалось достаточно для возбуждения в отношении Максималиста и его подельника уголовного дела по статьям "Шпионаж" и "Государственная измена". Приговором военного суда эти лица были осуждены к длительным срокам тюремного заключения. Последняя сделка Максималиста благодаря профессиональным действиям оперативных сотрудников ДКНБ по Алматы завершилась полным провалом.

АЛМАТЫ