Последняя любовь адмирала

Режиссер: Андрей Кравчук.

В ролях: Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Сергей Безруков, Анна Ковальчук, Владислав Ветров, Егор Бероев, Ришар Боринже, Николай Бурляев, Виктор Вержбицкий, Федор Бондарчук.

Полноценных байопиков о деятелях белогвардейского движения в современной России еще не создавалось. Для дебюта выбрали фигуру масштабную, в чем-то одиозную и, разумеется, неоднозначную. Александр Колчак – адмирал и полярный исследователь, участник трех войн, включая Гражданскую, командующий Черноморским флотом и Верховный правитель России, последним пристанищем которого стала прорубь близ Иркутска.

…1916 год, разгар Первой мировой войны. Колчак, ответственный за минирование вод Балтийского моря, геройски топит немецкий крейсер и в награду получает не только адмиральские погоны, но и знакомство с женой подчиненного ему офицера Анной Тимиревой. Между влюбчивым флотоводцем и девушкой вспыхивают взаимные чувства, которые оба вынуждены держать в тайне. И пронесут они свою любовь через две революции, временную эмиграцию Колчака, Гражданскую войну и даже через смерть.

Рекламными роликами “Адмирала” посетителей начали пичкать еще зимой – с выходом картины “Ирония судьбы. Продолжение”, где трио Хабенский–Боярская–Безруков впервые появилось вместе. Чем больше появлялось информации о ленте, тем яснее становилось, что кино получится масштабным (в производстве задействована компания XX Century Fox), но на звание “биографического фильма о Колчаке” не претендующим. Так оно и получилось. Более того, “Адмиралъ”, если уж по гамбургскому счету, – кино посредственное, хотя и обладающее массой достоинств, в частности, актерами и зрелищными батальными сценами.

Что интересно, по построению фильм напоминает “Мустафу Чокая” Сатыбалды Нарымбетова. Уж не знаю, цитируя Костика из “Покровских ворот”, кто у кого “полечку перепер”, тем более что оба проекта создавались несколько лет, но факт: жена вспоминает о муже, и все происходящее показано как бы ее глазами. Из-за этого перед нами не байопик, а история любви на фоне исторических событий, причем последним уделяется совсем не пристальное внимание. И даже хорошо, что рабочее название “Колчак” сменили на “Адмиралъ”.

Фильм разделил зрительскую аудиторию на две части. Представительницы женского пола, мечтающие о большой любви, балах и благородных офицерах, в восторге, равно как и просто ненавистники Советской власти, которые, правда, еще задаются вопросом: “Ну почему же белые проиграли и на этот раз?”. Те же, кто способен соотнести биографию Колчака с фильмом и более или менее объективно оценить место этой картины в истории кинематографа, относятся к “Адмиралу” спокойно.

Между тем из фактажа последних лет жизни Колчака создателями фильма опущено сразу несколько немаловажных моментов. Во-первых, Верховный правитель России на подчиненной ему территории Урала, Сибири и Дальнего Востока уничтожил (не лично, разумеется) десятки тысяч мирных жителей. Из-за этого даже в новой России не смогли добиться его реабилитации. Во-вторых, Колчак действовал на деньги американцев и прочих франций и британий, которые его, выражаясь современным языком, кинули. В-третьих, Колчак не был таким мегапатриотом России, каким он представляется в фильме. Цитата из так популярной ныне Википедии: “(в октябре 1917 года) адмирал выехал в Токио, там он вручил британскому послу просьбу о приеме в английскую действующую армию хоть рядовым”. И, что интересно, был принят, правда, позже образумился и, поняв, что можно захватить власть, вернулся в Россию.

Почему в “Адмирале” все это недосказано? Видимо, не с целью искусственно обелить неоднозначную личность. Просто все эти факты не слишком вяжутся с тем лирическим образом Колчака, что на экране. А ведь именно на любовь сделан акцент в фильме.

Но и тут режиссер Кравчук недоработал. В большую любовь – не между Колчаком и Тимиревой, а в ту, что на пленке, – не верится. Ее нет. По сути, это кино о банальном адюльтере (в “Адмирале”, кстати, предпочли не упоминать, что помимо мужа Анна бросила и ребенка). Между тем есть один очень похожий фильм. “Офицеры” называется. Там ведь герой Ланового тоже всю жизнь (а не пять лет) любил жену другого. Но как любил! Молча, сдержанно, выдавая себя лишь взглядом.

А тут между Хабенским, блестяще (впрочем, как всегда) сыгравшим Колчака, и Боярской нет никакой “химии”. Вообще. И в фильме “Ирония судьбы. Продолжение” не было. Удивительно, единственное, в чем сходятся практически все зрители: ужасное исполнение главной женской роли Боярской. Особенно это заметно на фоне брошенной по фильму, но переигравшей оппонентку на площадке Анны Ковальчук. Также отличные роли получились у Безрукова и Ветрова (Тимирев).

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 6,8 из 10.

Оценка автора – 6,5 из 10.

Интересный факт

Съемки “Адмирала” начались еще в 2006 году, и именно на них познакомились Константин Хабенский и Елизавета Боярская. А только потом была вышедшая на экраны значительно раньше картина “Ирония судьбы. Продолжение”.

Дмитрий МОСТОВОЙ