Последний герой

Упоминания об этой дивизии почти стерты из истории Великой Отечественной войны. Понятно, что бросить дивизию под огонь гитлеровцев было страшной ошибкой, но сколько таких ошибок было в те дни? Однако именно про эту решили забыть прочно.

И теперь становится ясно – почему.

После встречи с Сыдыком Туменбаевым история немного прояснилась. Сам 103-летний дедушка почти не разговаривает, но его рассказы о войне помнит дочь Насима. Кроме того, сам Сыдык-ага когда-то записал свои воспоминания. И в них мы обнаружили факты, прежде неизвестные…

Молодых солдат, только что прибывших на фронт, ни разу в жизни не державших в руках оружие, сразу же бросили в жестокое сражение.

– Им дали коня и саблю, – рассказывает дочь Сыдыка Туменбаева НАСИМА. – Отец рассказывал, как они шли на врагов. Те открыли шквальный огонь из пулемета, а мы, говорит, против них с саблей… Тогда погибли почти все. Из 65 человек в живых остались только трое.

В записях Сыдыка Туменбаева упоминается два имени: Тимошенко, которого он называет командиром, и… Хрущев – военный советник. Фамилии, безусловно, известные. После того, пишет Сыдык-ага, как дивизия погибла почти полным составом, а оставшиеся в живых попали в плен, эти двое сели в самолет и улетели… Не потому ли позднее 106-я Акмолинская кавалерийская дивизия практически не упоминается в документах тех времен? Более того, тех, кто выжил после плена и был осужден советским военным трибуналом, долгое время не реабилитировали в годы, когда пришедший к власти Никита Хрущев (сбежавший тогда на самолете) объявил реабилитацию.

Оставшиеся в живых попали в плен к фашистам. Их заставили собирать картошку на колхозных полях в Шепетовке, затем отправили в Донбасс. Пленников били нещадно, и те мечтали только об одном – сбежать.

– Однажды несколько пленных решились на побег, – продолжает вспоминать рассказы отца Насима, – но их поймали. Чтобы другим неповадно было, на глазах у всех расстреляли каждого – в голову…

Несмотря на это, Сыдык Туменбаев и несколько его товарищей все же рванули на свободу. И в феврале 1943 года сумели вырваться и прийти к своим. Но тут их ждал отнюдь не теплый прием: их так же били, только теперь свои, и называли предателями. 3 апреля 1943 года военный трибунал Юго-Западного фронта осудил Сыдыка Туменбаева на 10 лет лагерей. Своего товарища, с которым он бежал, Исхакова Фаиза, Сыдык больше не видел. Это единственный человек, который сохранился в памяти аксакала. Что стало с его боевым товарищем, как сложилась его судьба, Сыдык-ага не знает по сей день…

Сам же он отсидел ровно 10 лет. Сначала работал в шахтах в Воркуте, откуда его отправили в Карлаг. Освободившись, Сыдык вернулся в родное село Кокпекты. Это было в феврале 1953 года. Но, несмотря на то что многие в это время получили реабилитацию, Туменбаева родина никак не хотела признать невиновным. Почему – мы уже, кажется, поняли. После долгой переписки Сыдыка Туменбаева реабилитировали – с 17 апреля 1991 года…