Последнее предупреждение
Или как усовестить пиратов

В некоторых городах установлены и так называемые "телефоны доверия", по которым любой гражданин может доверительно сообщить о нарушении своих или чьих-либо авторских прав. В результате цветущей махровым цветом пиратской деятельности республика теряет ежегодно порядка 50 миллионов долларов.
При этом, естественно, страдает имидж державы - от международных правил в области соблюдения авторских прав наша практика далека, как попса от классики. Примерно 70 процентов огромного рынка аудио- и видеопродукции, СD и DVD - подделки: ловкие и топорные, совсем дешевые, но ценой намекающие на "порядочность".
Казахстанская Ассоциация по защите авторских и смежных прав, неоднократно поднимавшая наболевший вопрос о приведении этого рынка в цивилизованные рамки, призывавшая правительство к борьбе с подпольным бизнесом на культуре, считает, что пора объявить пиратам последний и решительный бой.
Торговля "левыми" дисками и кассетами, ретрансляция фильмов на телеканалах, штамповка видеокопий, исполнение чужих мелодий и песен - этот широкомасштабный процесс сегодня не подвластен закону.
Понятие "авторские и смежные права" юридически означает прежде всего то, что эти права - частные. А роль государства, призванного регулировать отношения в области интеллектуальной собственности, заключается именно в охране частных прав на нее. То есть в идеале нормативно-правовая база должна быть настолько отлаженной, чтобы позволить любому правообладателю, обиженному пиратами, без проволочек отстоять свои права в суде. В Казахстане закон "Об авторском праве и смежных правах" был принят в 1996 году, и с тех пор суровость его проявлялась лишь в полицейских рейдах с показательным отъемом контрафактной продукции. Это для монстра с гигантскими прибылями - что слону дробина. Теоретически нарушение закона влечет за собой ответственность вплоть до уголовной. Это может быть штраф в размере от 100 до 500 расчетных месячных показателей (ой-ой, как страшно, в ужасе сворачивают производство пираты) или общественные работы сроком от 7 до 10 суток, или лишение свободы на срок до двух лет. Напомню, что исходный показатель составляет нынче 872 тенге, а прецедентов торжественного водворения наглых "абордажников" за решетку пока не было вовсе.
В прошлом году у них изъято продукции на 48 миллионов тенге, но это вряд ли нанесло ощутимый урон могучей империи - по мнению экспертов, здесь крутятся суммы в сотни раз большие. Торговые точки, которые проверяющие считают сосредоточием зла, на самом деле - только видимый краешек айсберга, где за ничтожную плату работают люди, ничегошеньки не знающие об истинных размерах сверхприбыльного монстра. "Казахстанские криминальные банды создали сеть, по которой могут получать исходные пленки и выставлять на продажу пиратские копии уже на третий день с момента выхода фильма на экраны США", - говорится в отчете американской ассоциации производителей кинофильмов.
Понятно, что при такой организации труда как-то не хочется "отстегивать" авторам, как правило, и не подозревающим о "наваре" на их имени или творчестве. Отслеживать соблюдение их прав призвано Казахское авторское общество, поддерживающее контакты с родственными организациями более 20 стран мира. Отечественные владельцы увеселительных заведений обязаны по закону заключить с обществом договор и ежемесячно выплачивать определенную сумму. Какое там! 99 процентов ресторанов, клубов и дискотек страны продолжают игнорировать права как наших, так и зарубежных композиторов и исполнителей - либо оркестром "вживую", либо крутя записи.
Посетителям, как нетрудно догадаться, глубоко безразличны проблемы правообладателей и то, на законном ли основании звучит заказанная песня. Другое дело - магазин. Если мы будем неустрашимо бороться с пиратами, то каждый законопослушный гражданин должен с готовностью, а не с гримасой боли выложить за "правильные" кассету или диск кругленькую сумму. Ибо в соответствии с мировыми стандартами, так называемые "авторские" изначально закладываются в стоимость. Конечно, в идеале нужно стремиться к тому, чтобы именно лицензированной продукцией было заполнен абсолютно весь рынок. Но денег все равно жалко, потому что гады-пираты ухитряются достигать вполне приличного качества, и за сумму в несколько раз меньше можно слушать любимые арии безо всякого ущерба для кошелька.
Если блюстители прав победят, то всем потребителям придется либо выкладывать довольно приличные по нашим-то доходам суммы, либо облизываться у витрин фирменных магазинов. Но это, надо полагать, дело будущего, поскольку армия пиратов не сдается, не уменьшается, а наоборот - крепит свои ряды и техническую мощь. Упаковку кассеты или диска не отличишь от лицензионной, предательскую бегущую строку на видео давным-давно убирают с помощью компьютера. Даже голограмму, бывает, нанесут для понта - нате вам, бдительные вы наши. Одно лишь пока не освоили - новую придумку неугомонных японцев, которые разработали специальные водяные знаки для защиты видеодисков DVD. Но, думается, что на каждую такую заковыку найдутся хорошие мозги, в частности, и у нас.
Нынешнюю акцию "Интеллект" проводит министерство юстиции РК. В течение двух с половиной недель в областях республики пройдут семинары, на которых предпринимателям попытаются втолковать очевидное, но невероятное: надо вести музыкально-культурный бизнес в соответствии с законом. Автор, чьи права, кстати, тоже однажды были нарушены бессовестным плагиатом, полагает, впрочем, что дело даже не в отсутствии у пиратов совести. Они просто-напросто грамотно используют нишу в стихийном экономическом пространстве. Предположим, начнут они усердно придерживаться буквы закона. В результате цены взвинтятся до небес так, что редкий казахстанец их потянет. Выходит, прежде чем бороться с пиратством, нужно привести в соответствие доходы граждан. Сегодня цена и качество "левой" продукции их вполне устраивают, и многие знать ничего не знают про закон об авторском праве, который государство, назвавшись цивилизованным, должно блюсти.
Пиратство туго закручено в клубок экономики. Там, где у граждан в кошельках негусто, оно не исчезнет никогда. Слушать музыку, хохотать или плакать над фильмами хотят все, купить дорогущие - то есть оберегающие своей ценой права авторов - кассеты могут единицы. Теневой многомиллионный бизнес неистребим, потому что давно приучен "отстегивать" кому надо. И как бы ни желали множить свои доходы популярные и не очень музыканты, режиссеры и авторы хитов-однодневок, от бедной страны им вряд ли что-то обломится.
Существует к тому же гигантская - и, пожалуй, непреодолимая - разница менталитетов. Если на Западе любая частная собственность - нечто святое, то у нас больше уважается как бы "ощутимая" - автомобили, недвижимость и т.д.
Такая эфемерная область, как искусство, не воспринимается нашим потребителем всерьез. И если у него есть выбор между лицензионной - но дорогущей - кассетой и дешевой контрафактной, естественно, он предпочтет последнюю.
И он не виноват - он так воспитан, он такую зарплату получает. Поэтому, прежде чем предпринимать суровые меры в отношении пиратов, надо бы призадуматься: а в состоянии ли мы вступить в цивилизованные международные рамки, отработанные годами и привычные "их" потребителю, так же, как пунктуальная уплата налогов и чистота на улицах?