Последнее китайское предупреждение?

Группа депутатов обратилась к Президенту страны с обращением, связанным с потрясшим Астану преступлением – убийством женщины и троих малолетних детей. Депутаты потребовали раскрыть это преступление в кратчайшие сроки и передать убийц в руки правосудия. И заявили:

– Мы считаем, необходимо внесение поправок в законодательство, которое предусматривало бы применение смертной казни за преднамеренное убийство детей.

Собственно, тема о применении исключительной меры наказания совсем недавно, всего три недели назад, уже звучала в Мажилисе – в связи с инициированным Минюстом законопроектом “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам смертной казни”.

Тогда позиция разработчиков у депутатов никаких возражений не вызвала. А предлагалось, например, закрепить в законодательных актах следующее: “Смертная казнь устанавливается только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время”. И если в первом случае приговоренные лишаются права на помилование, во втором такой шанс предоставляется.

Не вызвала противодействия и замена слов “смертная казнь” на “пожизненное лишение свободы” – “поскольку целый ряд статей в части санкций уже устарел и не отвечает новым, гуманным, конституционным требованиям”.

Не успел Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе подготовить свое заключение по представленному законопроекту, как мнение депутатов резко изменилось. Страшное, дикое убийство матери и троих маленьких детей заставили депутатов изменить свою точку зрения. Они заявили:

– Казахстан фактически отказался от применения смертной казни. Однако тот, у кого поднялась рука на малолетних, невинных и беззащитных детей, не имеет никакого права на снисхождение. Такие преступления, на наш взгляд, должны наказываться смертной казнью. Это крайняя мера, но в данном случае она полностью оправдана.

Суровый настрой мажилисменов обозначился и при обсуждении практики наказания за коррупционные преступления. Депутат Виктор Киянский, говоря о несовершенстве и излишней либеральности казахстанского законодательства, вспомнил об опыте соседей:

– За нецелевое использование бюджетных средств к смертной казни приговорен бывший министр, вице-мэр Пекина. Был казнен в прошлом году и бывший глава госинспекции по продовольствию и лекарствам – за получение взятки… В сравнении с китайскими методами борьбы с коррупцией и прочими бедами наши, по мнению мажилисмена, никуда не годятся – процессы вялые, с очень некачественной законодательной базой и даже весьма сомнительными фигурантами. А крупные взяточники и преступники оказываются не в камерах, а на престижных курортах. Очень удивляет депутата – почему же при давнем членстве Казахстана в Интерполе они многие годы уходят от ответственности?

И все это возмущенный парламентарий определил как “системные провалы силовых структур” и призвал весь депутатский корпус задуматься: что именно должны предпринять законодатели для предотвращения всего этого в дальнейшем.

– Вешать надо, как в Китае! – но это прозвучало только после заседания, в кулуарах…

Наталия Буравцева, Астана