Обязательная маркировка обуви действует в Казахстане уже почти полгода, но розничные продавцы в ней не разобрались и не приняли. Система вызывает много вопросов и проблем. Обувщики просят упростить процесс маркировки и оформления товара, так как после 1 апреля многие реализаторы просто не смогут работать.
Владельцы обувных лотков на рынках считают, что разработчики проекта оторваны от реальности и не знают, как продают обувь на рынках.
Суть системы маркировки в том, что импортеры и производители обуви обязаны наносить на товар стикер или этикетку с DataMatrix-кодом. А продавцам нужно оцифровать весь купленный товар, внести в базу сведения о нем, причем не только наименование, цвет, размер, но и многое другое. А также отчитаться о каждой проданной паре обуви. Сегодня они могут распродавать имеющийся товар без маркировки, а вот с 1 апреля продажа такой обуви в Казахстане будет под запретом.
Необходимость маркировки разработчики проекта объясняют двумя причинами – это борьба с теневым бизнесом и обязательствами, которые взял на себя Казахстан как участник ЕАЭС. Но розничные продавцы не понимают, почему именно они должны эти пункты выполнять.
– Мы считаем, что разработчики этого закона совершенно не владеют ситуацией, – рассказала представитель предпринимателей центрального рынка Венера ДЕМЧЕНКО. – Чтобы выполнить все требования, каждому торговцу на рынке необходимо приобрести компьютер, сканер, принтер и нанять бухгалтера. По самым скромным подсчетам, на это понадобится более 500 тысяч тенге. Люди этого просто не потянут. Многим продавцам за 50 лет и больше, они не владеют навыками работы на компьютере, а тут еще и сложная программа, в которую нужно вносить все данные. Мы работаем на открытых рынках. Там стеллажи, товар и продавец, который чаще всего и хозяин. Мои коллеги говорят, что сейчас не время для таких экспериментов. Им проще все бросить и уйти из бизнеса. Проводить маркировку в таких полевых условиях – просто нереально.
Продавцы обуви в процессе обсуждения не раз говорили о том, многие пробовали работать с системой, но она отнимает у них массу времени и вызывает немало проблем. Обувщики жалуются на медленную работу системы, периодические технические ошибки, “выкидывания” с сайта и долгую обработку карточек товара. И это притом что большого количества обращений за получением кодов от бизнесменов пока нет. А что будет ближе к 1 апреля? Обувщики считают, что для открытых рынков и маленьких сельских магазинов должны быть какие-то послабления.
Это обязанность импортера
У разработчиков проекта иное мнение. Они уверены, что предприниматели сгущают краски и не так страшна маркировка, как о ней сегодня говорят. И приводят в пример бизнесменов, продающих меховые изделия, которые с аналогичной маркировкой справились.
– Сведения о товаре нужно будет внести в базу, нужен компьютер с доступом в Интернет, но он не является постоянной надобностью, – подчеркнул представитель Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров АО “Казахтелеком” Мухаммедхайдар СЕИТ. – Можно провести ревизию и уже дома внести сведения и получить коды маркировки, а дальше просто вносить информацию о реализации товара. Да, нужно посидеть немного за компьютером и разобраться. Что касается 2D-сканера, его можно купить, или использовать мобильные приложения, которые можно установить на любой смартфон. Хочу особо отметить, что по законодательству маркировку должен проводить первый владелец товара на территории Казахстана – это импортер, а не розница. Вам нужно просто промаркировать остатки, накопленные во время пандемии или по каким-то другим причинам. Вы можете это делать не спеша до 1 ноября, а то, что хотите продавать сейчас, то промаркировать.
Кроме того, для облегчения нагрузки на бизнес введены и послабления: сейчас для того, чтобы промаркировать остатки товара, не нужно вступать в ассоциацию “GS1”. Код в мешке: как "Казахтелеком" "доит" малый и средний бизнес
Помимо этого, до 1 июля в льготном режиме можно получить код на каждый товар бесплатно. Причем предприниматели могут распечатать его сами на любом носителе, в том числе и на обычной бумаге. Но есть два обязательных условия – код должен легко считываться и не должен быть меньше 2*2 см.
По словам представителя разработчика проекта, сейчас готовятся изменения правил маркировки. В частности, не надо будет фотографировать каждую пару обуви и вносить ее в электронную базу. Также для подтверждения кодов идентификации по факту принятия на учет ввезенного товара установить срок в количестве 3 рабочих дней. Кроме того, пока никаких штрафов за продажу немаркированного товара не предусмотрено.
По словам обувщиков, все эти послабления для них сейчас погоды не сделают. Ведь для того, чтобы списать все остатки товара, им придется пройти все круги ада. Тем более что пока импортеры, которыми чаще всего являются оптовики, маркировкой совсем не занимаются. Они привезли товар, продали, а дальше хоть трава не расти.
P.S. После пятничного заявления министерства торговли о том, что запасов сахара в стране хватит на три месяца, в Казахстане начался настоящий сахарный ажиотаж. Сообщается, что в некоторых регионах люди устраивали битвы в борьбе за сладкий продукт. Сттоит ли ждать аналогичной битвы за обувь с апреля?
КОСТАНАЙ