После нас остаётся память: зачем бывший "афганец" Андрей Якунин начал снимать фильмы

Но та необъявленная война до сих пор стучит в наши окна, напоминая о себе бессонницей, ранами и контузией.

«Что такое война вообще? Это тяжелый солдатский ежедневный, ежечасный труд. Если думают, что война - подвиги бесконечные, то это далеко, до подвига еще дойти надо, добежать, дострелять, и вообще дожить до него. Основные задачи на войне - ежедневный солдатский труд». Андрей Якунин не лукавит, когда говорит это. Он знает, что такое солдатский труд ежедневный, когда нужно подвезти снаряды или продовольствие к расчёту, охраняющему объект, а где-то в горах засели душманы, и огонь может обрушиться на тебя в любую минуту.

А ведь, когда учился в последних классах школы, мечтал стать лётчиком. Видел себя за штурвалом самолёта. Но не получилось, не попал в институт. Зато попал в армию, после которой выбрал иную стезю.

Когда призвали в армию, офицеры намекали, что служить придётся не дома. Шёл первый год военных действий в Афганистане. Сверстники перешёптывались об этом, сам же и представить себе не мог, что это такое. И вот Термез, а там самолёт, и высаживают на аэродроме в Кабуле. О том, что это Кабул, узнал позже. Сначала было удивление: горы, но не такие, как дома. Люди одеты не так, как одевались в Советском Союзе.

Первые подразделения советских воинов в Афганистане в основном занимались охраной объектов, доставкой грузов. Андрея определили во взвод снабжения, и все полтора года в армии он занимался тем, что оперативно доставлял вместе с другими продовольствие и боеприпасы к боевым расчётам.

Якунин

Первый бой и бессонница

Первый бой некоторые стараются забыть. У Якунина это не получается и поныне:

- Самое больное – это когда ночью начинают сниться сны. Особенно часто во сне вижу первый бой. И всегда одно и то же: у наших заканчиваются патроны, а я не успеваю подвезти боеприпасы.

Бессонница мучила Андрея постоянно после возвращения из Афганистана. Избавиться от неё он решил по пословице «Клин клином вышибают». В 2010 году напросился к казахстанским лётчикам, базировавшимся на аэродроме близ Кандагара. Числился наземным представителем авиакомпании. Проработал в этом статусе 7 месяцев. Обстановка, рассказывает Андрей, за это время не изменилась. В Афганистане по-прежнему стреляют. Тревожно.

Но поездка помогла понять, чем нужно заниматься дальше. Да и бессонница, хоть и тревожит, но уже не так, как раньше.

Как было на самом деле…

Ещё в школе Андрей Якунин прослыл сказочником из-за того, что лучше других мог рассказывать о прочитанном. А читал он много, особенно привлекали сказки, где добро всегда побеждает зло. А потом пришло увлечение кино. Интересно было смотреть, что показывают на экране. Но не всегда нравилось то, что видел.

«Многие фильмы были далекие, не похожие на реальность. Мне же хотелось показать, как на самом деле было, - рассказывает Андрей. - И мне, как человеку, который прошел Афганистан, было понятно, как нужно это показывать. Кстати, после Афганистана я больше стал понимать фильмы о Великой Отечественной войне, потому, что это воспринимал острее, через себя пропустил все».

Первый фильм Якунин сделал в 2009 году. Называется он «Партизаны». Сегодня многие не знают, что «партизанами» называли людей, призванных в армию из запаса. Такие «партизаны» были и в Афганистане. Один из «партизан», которого Андрей знал хорошо, однажды в сердцах заметил: «Знаешь, Андрей, как-то обидно: про всех говорят, а про нас, «партизан», слова даже не сказали нигде».

Фильм Андрей создавал вместе с Еленой Ковардаковой, работавшей в одной из афганских организаций, выпускницей Жургеновки. Картина получилась.

- Получилось записать Героя Советского Союза бывшего министра обороны Сагадата Нурмагамбетова и Бахытжана Ертаева. Снимали же в основном ребят, которые служили именно «партизанами». Там такие рассказы были, - рассказывает Андрей. - В наших фильмах всегда хотим показать людей, побывавших в центре событий, передать их личные впечатления.

 - По себе знаю, когда мальчишкой был, - продолжает Андрей, - смотрел воспоминания о Великой Отечественной войне, которыми делились солдаты, прошедшие фронт. Всегда было интересно узнать не то, как они штурмовали, стреляли, а что они при этом чувствовали. Это очень важные моменты.

Поколение победителей

Сегодня за спиной Андрея Якунина и команды его единомышленников уже больше 40 фильмов. Они снимают и сериалы. В прошлом году сделали пять серий фильма «Поколение победителей». В картину вошли рассказы 75 ветеранов Великой Отечественной войны. Многих сегодня уже нет.

А двумя годами раньше Андрей и «афганцы» сняли фильм «177-й отряд, от Капчагая до Кабула». Картина рассказывала об отряде Кара-майора Бориса Керимбаева. Отряд прибыл в Афганистан в октябре 1981 года и оставался там до самого выхода советских войск.

- Это второй мусульманский батальон, - рассказывает Андрей. - Но фильм не только про Керимбаева и про тех, кто служил в отряде. Там интересные данные. Работа над фильмом – это прежде всего работа с историческими документами, историческими материалами. Я фильм проработал настолько, что сейчас историю отряда знаю, наверное, лучше всех, кто служил даже в самом отряде. И эти ребята тоже из поколения победителей.

Ради кого снимать фильмы

На вопрос, ради чего он снимает фильмы, Андрей Якунин отвечает без раздумий:

- Прежде всего ради памяти. Константин Симонов в свое время просто сажал ветеранов перед белым фоном и снимал их на камеру. А фронтовики рассказывали, рассказывали. В принципе, я делаю то же самое. У меня есть «Афган без ретуши», на моем канале в "Ютубе". Это, собственно, видеоинтервью. Просто садится перед камерой человек и начинает рассказывать про свою жизнь, про свою службу.

Некоторых снимаю по нескольку дней. Вот в этом году Гена Томчик ушел. Когда я узнал, что он тяжёло болеет, бросил всё и поехал к нему, уговорил сняться. Мы два дня снимали, а через месяц его не стало.

А в самом первом фильме в проекте «Афган без ретуши» был Костя Феделиш. К сожалению, его тоже не стало, но я его успел отснять. Простой рассказ простого солдата. Он служил в десанте. Ну, никаких там подвигов особых не совершал. Но вот что ценное – вот его простые рассказы, как они служили. Поэтому называется «Афган без ретуши».

Это память прежде всего. Память именно тех людей, что прошли через войну. Ведь что после нас остается? Память. Это очень важно. Все материалы, кстати, я сдаю в наш архив кинофотодокументов. Они там будут храниться вечно.