Свято-Вознесенский собор считается самым высоким деревянным православным храмом в мире. Его высота – 54 метра Он был построен целиком из деревянных деталей, соединенных друг с другом металлическими крепежами.
Как писал Зенков: “При грандиозной высоте он представлял собою очень гибкую конструкцию. Его колокольня качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус”. А землетрясение 1911 года, которое превратило весь одноэтажный Верный в развалины, обошло стороной высоченный храм.
Купола собора обладают амортизирующими свойствами. Люстры внутри представляют собой единое целое, где центральная выполняет роль маятника на оси, уравновешивающего и гасящего колебания земли. Вместимость собора (вместе с притвором) – 1 800 человек.
Сейчас достоверно неизвестно, кто именно был архитектором собора, поскольку документов с архитекторской именной печатью не сохранилось. Вторичные источники свидетельствуют, что это могли быть как инженер Андрей Зенков, так и архитектор Константин Борисоглебский.
Наши дни
– Наш проект реставрации заключался в том, чтобы в полной мере реализовать задумки авторов этого здания, поскольку при постройке собор так и не был полностью завершен, – рассказывает нынешний служитель храма отец Александр СУВОРОВ. – По строительным нормам и правилам начала ХХ века, срок усадки деревянного здания составлял 10 лет. И здание снаружи даже не успели полностью оштукатурить и сделать роспись внутри. Как я считаю, ее планировали начать с весны 1917 года. Но после Февральской революции уже было не до росписей и не до собора. А в 1929 году храм и вовсе был отнят у церкви. Там была грандиозная перестройка, в которой, кстати, участвовал и сам Зенков. На тот момент он был жив, и его участие позволило уберечь здание от варварских изменений.
– Что сделали мы? – продолжает отец Александр. – Реставрировали всё – от цоколя до самой маковки и даже до ландшафтного дизайна вокруг собора. До революции этот парк вокруг назывался Пушкинский сад. Площадь перед входом мы устелили гранитной брусчаткой, а вокруг установили стилизованные под старину фонари.
Сам собор построен в удивительном стиле “русский модерн”. Это период между Первой русской революцией и Первой мировой войной. Период, можно сказать, дерзкий, хулиганский. Кто знаком с православной храмовой архитектурой, скажет, что собор нетипичный, пестрый, яркий, и в нем есть витражи, которые вроде бы не присущи православным храмам.
Роспись выполнена Палехской художественной школой под руководством заслуженного деятеля искусств России Владимира Курилова, и каждый штрих и цвет имеет значение.
Купола храма перекрашивались неоднократно. То они были под цвет российского триколора, то, в 60-е годы, – полностью зеленые. Мы вернули их в ту цветовую гамму, в которой собор был изначально построен в 1907 г. Крышу из черного металла полностью заменили на медную. Это на много лет вперед убережет нас от ремонта кровли. Медная крыша не подлежит коррозии и считается вечной.
– Во что же все обошлось?
– Свыше 2 миллиардов тенге. Но я успокою ратующих за социальные программы: ни копейки бюджетных средств не было потрачено на собор, несмотря на то, что это государственное здание, памятник архитектуры государственного значения. Спонсоры собора – это крупные частные инвесторы и прихожане храма, которые, кто по мелочи, по 500 тенге, кто до миллиона приносил. Реставрация шла с июля 2017 года и по сей день. Правда, мы еще будем работать над росписью, но она к конструкции здания не относится, поэтому, можно сказать, что реставрация собора завершена.
– Один из казахстанских журналистов, Дмитрий Бациев, снимал фильм к 100-летию Вознесенского собора. И там видно, как пол от второй двери до алтаря выложен старинной метлахской плиткой, специально привезенной в Верный из Европы гужевым транспортом. Сейчас мы ее не видим…
Сам Бациев полон эмоций: “Для меня это было шоком, что уникальная плитка толщиной 15 сантиметров, которая украшала пол собора, вдруг исчезла! И после нынешнего ремонта там настелили какой-то новодел. Но зачем? Куда дели то, что было протоптано ногами сотен тысяч верующих людей за сто с лишним лет? Это все равно, что пойти в Храм Гроба Господня в Иерусалиме, убрать там продавленные ногами верующих ступени и сказать, давайте постелим новые!”.
– Идемте, – приглашает отец Александр, – эта нестандартная плитка 170х170х17 была привезена из Германии и была встроена здесь в цементный пол. Год ее изготовления – 1904. Полгода мы не могли определиться, как поступить. Оставить цементный пол в трещинах или даже восстановить цемент мы не могли. Иначе это стало бы похоже на парковку в супермаркете. Обратились в ту самую германскую компанию, которая изготавливала плитку. Нам предложили за свой счет построить в Германии линию, на которой бы нам ее изготовили. Но это оказалось настолько дорого, что ни один инвестор бы этого не потянул. И мы решили так: нашли в Бразилии гранит, который по своему колеру, по оттенку, максимально приближен к цементу, прежде лежавшему здесь, и встроили в него несколько художественных фрагментов из сохранившейся метлахской плитки, которую удалось вынуть целой из старых полов. Вот вы ее видите. А в крестильне, я вам покажу, мы воссоздали структуру пола, который был практически во всем храме, чтобы это видели потомки.
– Зачем вскрывали полы?
– Вскрытие полов было необходимостью. Дело в том, что все колонны здания под полом объединяются вентиляционными шахтами. В этих шахтах проходит брус, который держит колонны под землей, обеспечивая устойчивость здания. Благодаря этой конструкции собор устоял при землетрясении 1911 года. И когда мы вскрыли одну из колонн, оказалось, что ее нижние венцы пришли в негодность.
К сожалению, в Алматы практически не осталось специалистов по деревянным зданиям. Они либо умерли, либо уехали.
Российские мастера из Москвы предложили вроде бы хорошее, но рискованное решение: поднимать колонну домкратами и менять деградированные элементы.
Но в случае срыва одного из домкратов никто бы не дал гарантии, что храм не получит серьезных повреждений. Тогда мы пригласили профессора из Берлина. Его решением было укрепить конструкцию титановыми стержнями. Тоже с помощью домкратов, но не поднимая колонну, а лишь удерживая ее в напряженном состоянии. И он сам лично вырезáл деградированные элементы с помощью особой лучковой пилы и заменял их на новые. Это была масштабная реставрация, из-за которой пришлось вскрывать и полы.
– А снятая и неиспользованная метлахская плитка теперь где?
– То, что было максимально целое, без изъянов, вы видите, здесь встроено в мраморную. А та плитка, на которой при демонтаже остались сколы и трещины, лежит у нас на хранении. Это ведь довольно сложный процесс. Вот попробуйте снять ее с цемента, чтобы вся она осталась целой. Всего было около 4 тысяч штук. А здесь на полу выложено около 1 800 штук. И такое решение принималось не просто нами самостоятельно. В Алматы к нам приезжал эксперт ЮНЕСКО.
– Вознесенский собор – объект всемирного наследия ЮНЕСКО?
– К сожалению, официально – нет. И наша реставрация предполагает не копирование один в один. Но мы постарались выложить эту плитку максимально в стиле. Ведь Зенков, если бы у него была возможность, он бы выложил ею всё. Но, как правильно говорит краевед Владимир Проскурин в том фильме к 100-летию храма, бюджет и логистика того времени были очень ограничены. Экстрасенсы обнаружили тайный подземный тоннель под старинной церковью в Алматы
Задумки авторов не пострадали
И другой нюанс. Цементные полы в начале ХХ века натирались свинцовым флюатом, что придавало им графитно-серебряный блеск. Но этот раствор крайне ядовит. И я считаю, что нынешний вариант решения довольно удачен, и как дань истории, и с точки зрения безопасности. Тем более, смотрите, мы избавились от порожков в обеих входных дверях. Раньше на стыках здесь просто лежали бетонные плиты. Колокольня, притвор и храм представляют собой три разных здания, которые, естественно, во время подземных толчков будут колебаться. Так вот, сейчас под этим гранитом находится резиновый компенсационный шов, который обеспечивает гибкость этой части полов. А та метлахская плитка, она лежит опечатанная в контейнере. Мы ее никуда не дели.
Вот еще перед иконами, считаю, прекрасные элементы из метлахской плитки, которую мы сохранили. Раньше здесь был крашеный цементный пол. А вот тут старый советский паркет мы заменили на новый канадский.
– А сохранились ли те 14-метровые печи с турбонаддувом, которыми отапливался собор?
– Они демонтированы. С 1930-х годов собор имеет централизованное отопление. Идемте… Вот здесь были трубы отопления. Теперь это уже система вентиляции и кондиционирования здания. И снаружи она имеет отделку из натуральной гжели, которую нам произвели специалисты из Москвы.
Все окна новые, но сделаны точной копией тех, что были раньше. И это не пластик, а тоже дерево. То есть мы пытались восстановить максимально всё, как оно и было. Вот эта, выкрашенная в синий цвет роспись на потолке у входа, оригинальная, в каком плане: художники скопировали потолок алтарной части. В алтарь-то обычные люди не заходят и не видят всей этой красоты.
Еще в одной из социальных сетей нас обвинили в том, что мы выстлали колонны мрамором. Поясняю: отделка этих колонн под камень – это имитация. На самом деле всё это дерево. Просто Зенков в свое время намеренно хотел имитировать храм под каменный. Дело в том, что постановлением Верненской областной думы от 1887 г. в городе в то время было запрещено строить каменные здания из соображений сейсмобезопасности. И разрешалось возводить только деревянные постройки.
АЛМАТЫ