Пошел на поправку

Принимая главный документ страны, депутаты едва не дерутся за каждую выделяемую, особенно на госпрограммы, копейку. Когда же дело доходит до уточнения, то здесь, как правило, «разборки» начинаются снова. Вот и на этот раз вчера на пленарном заседании сената депутаты вновь разгорячились, заслушивая отчеты министров по корректировке республиканского бюджета на 2011–2013 годы, пишет "Литер".

Сенатор Гани Касымов в очередной раз высказал недовольство, мол, нужны деньги на строительство школ, водопроводов и дорог местного значения. При принятии бюджета год назад депутатам было отказано в этом профильными министерствами. Но сейчас, когда средства есть, а это 93,8 млрд тенге, они опять уходят на другие программы.

– Вот объясните мне, это правильное планирование или неправильное? И вот это неосвоение средств – сколько может продолжаться такая практика? Мы четыре года подряд перераспределяем средства и продолжаем эту порочную практику, от которой никак освободиться не можем, – возмутился сенатор.

Кроме того, Гани Касымов в очередной раз возмутился, что председатель Национального банка продолжает игнорировать депутатов.

– Четвертый год я вижу только вас, господин Таджияков (заместитель председателя Нацбанка. – Ред.), в сенате, хотя мы рекомендуем главу Нацбанка, его нет. Потому что, наверное, боится наших вопросов, – предположил депутат.

Сенатор потребовал ответа о вливании бюджетных средств в банки второго уровня. Как известно, во время кризиса государство помогало финансовым институтам удержаться «на плаву». Вот только возврата средств депутаты почему-то не видят до сих пор. Другими словами, кризис прошел, а долги остались.

– Объясните нам, вот вливания в БТА Банк, претензии были от имени государства на 4,5 млрд. Вчера газеты вышли, там пишут уже претензии до 14 млрд. Где правда? Сколько вложили бюджетных средств? Сколько вы (Нацбанк и министерства. – Ред.) отвлекли средств, сколько мы школ и больниц не достроили? Что вы играете? С парламентом играете, с депутатами играете. Цифры разные. Позиции по этому вопросу нет ни от Национального банка, ни от Минфина, – продолжил свои возмущения Гани Касымов.

По его словам, сенаторы лишь от третьих лиц узнают, что происходит в стране.

– Во время минувшего кризиса вы все плакали, умоляли здесь, просили до 10 млрд. Мы их дали банкам второго уровня в законодательном порядке, чтобы преодолеть кризисные явления. А когда будет возврат этих бюджетных средств? – поинтересовался сенатор.

По словам Бисенгали Таджиякова, Григорий Марченко не смог приехать в сенат, так как улетел за границу в командировку. К слову, в прошлом году глава Нацбанка также был в командировке. Что же касается долгов банков государству, то средства, по словам зампреда Нацбанка, возвращаются.

– Депозиты, которые были вложены Национальным банком (в банки второго уровня. – Ред.), сейчас возвращены. 72–73 процента находятся в фонде национального благосостояния «Самрук-Казына». В свое время эти средства будут возвращены правительству, – заверил Таджияков.

Сенатор Светлана Джалмагамбетова полностью поддержала своего коллегу. По ее словам, из года в год, несмотря на все замечания, повторяется порочная практика корректировки бюджета в конце года. Конечно, профицит бюджета лучше, чем дефицит, но в связи с этим все равно возникает множество вопросов. В частности, само качество планирования экономики.

– Нам всячески объясняют, как школьникам, макроэкономические показатели. Мы все это понимаем, но тем не менее. В бюджете запланирована нефть 65 долларов за баррель. Сейчас корректируют бюджет с учетом 90 долларов – разница 30 процентов. Не много ли?! А сегодня цена на нефть еще выше, – констатировала сенатор.

При этом она напомнила, что когда бюджет обсуждался, депутаты предлагали поднять планку на нефть до 70–75 долларов. Но правительство не согласилось. В итоге масса социальных вопросов, которые необходимо срочно решать, осталась за кадром.

Раскритиковав в очередной раз работу правительства, депутаты все же приняли поправки в бюджет и отправили документ на подпись главе государства.

Источник: Тамара Вааль, "Литер", Астана