Пошаговая инструкция: как проворовавшийся чиновник может относительно законным способом уйти от ответственности

С наступлением предвыборного периода в социальных сетях активизировались политические авантюристы, которые явно ожидали шокового транзитного периода и теперь, когда увидели обозначенный конституционный путь смены власти, явно разочарованы и активно рассказывают о своих идеалах. Для того, чтобы понять, кто эти люди и чего добиваются, даже нет смысла вспоминать биографии бывших высокопоставленных воров. Наши корреспонденты собрали пошаговую инструкцию — как похитить 7 миллиардов долларов и относительно законным способом уйти от уголовной ответственности. Сделали они это по мотивам биографии Мухтара Аблязова.

 

— Если бежать из страны — то в страны без выдачи. Желательно — раствориться в Туманном Альбионе

 

Это общеизвестная история — все крупные преступники постсоветского пространства в случае появления проблем с законом на родине, стараются сбежать в Англию или США. Но есть и масса других стран, с которыми у Казахстана нет двусторонних соглашений об экстрадиции. В той же Британии этот закон не просто чтут, но и стараются получить с беглецов ответные услуги.
 

— Продать политические убеждения и сменить флаг

Обычно первое, что делают отечественные преступники, успевшие выехать за пределы страны — становятся ярыми оппозиционерами. Аблязов просто стал одним из многих. Но в этом деле есть тонкий нюанс — надо точно знать момент, когда именно следует перекраситься в оппозиционеры. Аблязов ощутил внезапно нахлынувшую «острую оппозиционность» еще в 2001 году. Тогда уже над ним сгущались тучи из-за масштабных хищений средств с использованием министерских полномочий и создания крупной ОПГ. Но неопытный на тот момент оппозиционер слишком поздно объявил о своих новых убеждениях — следствие уже было в разгаре. Конечно, бывший банкир постфактум приписал себе преследование по политическим мотивам, но в колонии ему все-таки пришлось отсидеть. Впоследствии эту карту разыгрывал он значительно аккуратнее.
 

— Не жалеть денег на собственный пиар, а лучше — создать свое СМИ

Кто громко сообщит западным правозащитникам в случае облавы, что отец казахстанской демократии в опасности? Кто внушит соотечественникам, что вороватый экс-министр на самом деле борец за права бедняков? Под эти задачи в разное время у Аблязова был целый пул СМИ — сначала газета «Республика» и телеканал «Тан», а после — спутниковый телеканал К-плюс, который с развитием социальных сетей начал сводиться к аккаунтам в Facebook и Youtube.


— Уметь правильно формулировать

Не «сбежал от британской Фемиды», а «покинул страну, несмотря на просьбы остаться». В целях безопасности. Когда британцы решили всерьез разобраться с финансовыми махинациями «узника совести», он проигнорировал их запрет на операции с имуществом, скрыл активы. А когда рассерженная Фемида возбудила в отношении диссидента дело о неуважении к суду, он просто сбежал из внезапно ставшей чужой для него страны.
 

— Заручиться поддержкой международных правозащитных организаций

А если дружба с такими организациями как Human Rights Watch и Amnesty International будет крепкой, то можно дождаться упоминания своей фамилии из уст высокопоставленных экспертов ООН, на какой-нибудь важной конференции по правам человека. Удивительно, но такой доклад творит чудеса. Без каких-либо доказательств, изучения уголовных дел и прочей бюрократической шелухи — человеку выдается индульгенция. Так случилось в 2016 году, когда Аблязов, казалось, был обречен: оказался в шаге от экстрадиции в Россию. Но правозащитники подняли шум и не дали состояться возвращению комбинатора на пространство СНГ — целый специальный докладчик ООН Нильс Мельцер призвал Госсовет Франции проигнорировать запрос России. Чиновники прислушались.

— Общаться с аудиторией через YouTube

Нужно помнить, что искренность — совсем не то, что нужно политическому блогеру. Зрителям не интересно, как на самом деле живет обычный жулик. Куда как интересна придуманная история жизни. Нужно как можно чаще повторять магическое заклинание: «меня хотят убить». Но главное — дублировать его на французском и английском языках.

Алибек Бейсенбаев