Посеянные миллиарды. Минсельхоз не знает, кому ушли сотни миллионов долларов

372,8 миллиарда тенге было выделено государством за последние десять лет на поддержку растениеводства. Но, как выяснила наша газета, в министерстве сельского хозяйства даже не знают, кому были отданы народные деньги конкретно. Мы спросили у министра Мырзахметова о субсидировании трех крупнейших зерновых компаний в стране, на что нам пришел такой ответ: данных нет...

Это раньше было круто выйти замуж за нефтяника, теперь экономически подкованные дамы ищут фермеров и при обсуждении с подружками хвастаются, у кого из их мужчин больше… гектаров. А то! Сельское хозяйство осталось той самой сферой бюджетного финансирования, где не экономят. Но речь, конечно, не идет о мелких фермерах, они, как правило, не имеют доступа к хорошему финансированию. Мы говорим о владельцах огромных посевных площадей, которые получали баснословные субсидии. Государственная поддержка шла и продолжает идти, несмотря на кризисы, как из рога изобилия.

На днях появилась информация, что не только государство бьет рекорды щедрости, но и банки второго уровня нарастили в своих кредитных портфелях займы сельскому хозяйству почти в два раза. Заниматься селом кинулись многие предприимчивые товарищи. И вроде бы такая поддержка – это дело благородное. Особенно когда в новостях вдруг сообщают о небывалом урожае: Казахстан побил свой рекорд за последние 25 лет. Впору сказать: вот, денежки-то работают. Но, если присмотреться к ситуации, вдруг выясняется, что рекордные урожаи никак не влияют на благополучие рядовых казахстанцев. Хлеб в цене растет. По сравнению с прошлым годом цена буханки выросла аж на 29 тенге.

Но что еще более интересно и загадочно – крупнейшие зерновые компании, несмотря на рекорды и колоссальную государственную поддержку, вдруг оказываются на грани банкротства. А когда журналисты пытаются выяснить, сколько же денег получили эти гиганты из народного кармана, оказывается, что никто ничего не знает. Зато точно известно, что владельцы этих компаний возглавляют списки “Форбса” и на их счетах миллиарды…

Но обо всем по порядку.

Как раздают бюджетные деньги?

Наша газета в недавней статье “Зерны и плевелы” (№35 от 9.10.16г.) подняла тему, почему крупнейшие зерновые компании страны вдруг оказались на грани банкротства и подумывают, а не распродать ли активы. Мы интересовались судьбой компании “Зерновая индустрия” Нурлана Смагулова, напомним, что она оказалась продана. Также мы озаботились судьбой крупнейших экспортеров зерна: компании “Иволга-Холдинг”, за которой стоит миллионер Василий Розинов, и “Казэкспортастык”, владельцем которой является Руслан Молдабеков, известный также своей головокружительной карьерой, вознесшей его в рейтинги самых богатых людей страны. Мы решили выяснить, какие субсидии получали эти компании за последние годы. Но это оказалось совсем непросто. То ли чиновники так трепетно охраняют тайну взаимоотношений частных компаний и государства, то ли действительно не знают. Неизвестно, что хуже – первое или второе.

На самом деле, в стране действует ну очень разная и щедрая поддержка сельского хозяйства. Тут вам деньги из бюджета по государственным программам, из Национального фонда, а еще погектарное субсидирование и финансовые потоки из “КазАгро”. Чтобы разобраться во всех этих мерах поддержки, мы задали свои вопросы в министерство финансов, но там нам сообщили, что о судьбе денег знают в профильном органе – министерстве сельского хозяйства. Тогда мы отправили вопросы напрямую к г-ну Мырзахметову.

Отдали миллиарды, а кому – не знаем…

На вопрос, сколько за последние десять лет было выдано денег из бюджета на поддержку зерновой отрасли страны в рамках государственных программ, нам сообщили, что сумма составила 372, 8 миллиарда тенге! При этом сколько конкретно денег было выдано трем крупнейшим зерновым компаниям, в министерстве сельского хозяйства ответить не смогли. Ограничившись формулировкой: “по трем компаниям нет данных”. На вопрос о выделении средств из Национального фонда нам сообщили, что в 2009 году “КазАгро” были выделены 120 миллиардов тенге на поддержку агропромышленного комплекса. Что же касается погектарного субсидирования, которое шло все предыдущие годы, указывается сумма в 34,4 миллиарда тенге, при этом средняя норма субсидий составила 533 тенге на 1 гектар. Но данных по трем компаниям, о которых мы спрашивали, опять же, в министерстве нет. Мы дозвонились чиновникам, чтобы уточнить, как же такое возможно. Нам ответили, что действительно не знают, кому отдают деньги.

– А кто же тогда знает? – взмолились мы.

– Возможно, минфин…

– Но минфин сообщил нам, что о судьбе денег знает минсельхоз.

– На места обращайтесь, в области… – предположили сотрудники министерства.

– А они никакие отчеты вам не дают?

– Нет, это же частные компании.

От всего этого диалога у меня голова пошла кругом.

Хочется еще раз обратиться к г-ну Мырзахметову лично, но теперь уже со страниц газеты. В вашем министерстве действительно раздают деньги, не ведая кому? Или это все-таки сотрудники высылают отписки журналистам, давая повод усомниться в компетенции вышестоящего руководства?

АЛМАТЫ