Вполне современные экономические механизмы, эффективные в мире, у нас такими не становятся вовсе или не в той мере, на которую рассчитывали, когда их вводили. Один из таких примеров - это тендеры.
Идея проведения тендеров на закупки (речь, конечно, о государственных закупках) чего бы то ни было, включая услуги, проста и понятна. Она способна обеспечить самое главное - объективность выбора лучшего по цене и качеству товара (услуг) и в итоге эффективность производственного процесса. Но на практике часто получается иначе.
Наверняка есть сферы экономики, конкретные предприятия, компании где тендеры стали благом. Но есть немало других примеров. При чем в самых разных отраслях.
Претензии к тендерам можно разделить на две большие группы. Первая, свойственная в основном тендерам на услуги, особенно на строительные работы, связана с такой проблемой, как сроки проведения работ. Любой процесс, связанный с формальными процедурами, занимает не мало времени. Тендеры зачастую объявляются в начале года, что связано с выделением бюджетных средств. В результате фирмы-подрядчики, выигравшие тендер, вынуждены начинать строительные и ремонтные работы уже осенью. А это, учитывая климатические условия на большей части Казахстана, не самое лучшее время для первых технологических процессов, как, например, закладка фундамента или отсыпка дорожного полотна. У подрядчиков остается слишком мало времени для подготовки к проведению работ. Например, по проекту третьего участка автодороги Астана - Боровое тендер был объявлен в мае, хотя надо было это сделать в декабре прошлого года или в январе начавшегося. А в северных областях Казахстана строительный сезон для дорожников очень короткий - с мая по октябрь в лучшем случае, с началом дождей строить дороги уже нельзя.
Подобные претензии высказывают и строительные фирмы.
Вторая проблема свойственна уже более широкому спектру тендеров. Это ориентация на минимальную цену товаров и услуг, выставляемых на тендер. Вроде бы, это вполне логично - на то и соревнование между продавцами, чтобы покупатель выбрал самые приемлемые для себя условия. Но когда покупателем выступает государство, такая схема приводит в более широком масштабе к государственным же потерям.
Чтобы объяснить этот парадокс и одновременно избежать голословности выводов, приведем два мнения по поводу механизма тендеров из совершенно различных сфер. Первое принадлежит известному специалисту в сфере автодорожного строительства, первому вице-президенту АК "Казакстан Жолдары" Исе Алданиязову:
- Мы испытываем немалые сложности в связи с существующим порядком проведения тендеров. Есть закон о государственных закупках, в соответствии с которым проводятся тендеры на проведение дорожно-строительных и ремонтных работ. К сожалению, в этой части он на наш взгляд не совершенен. Согласно закону, выигрывает тендер тот его участник, кто предложил более низкую цену. Зачастую получается так, что фирмы, участвующие в тендере, демпингуют, при этом, не имея ни серьезной техники, ни специалистов. То есть качественно выполнить работу они не могут в принципе. И всем это ясно. Но тендерная комиссия, даже понимая ситуацию, не может отказать таким компаниям, так как это будет противоречить закону - ведь цена работ предлагается минимальная.
Второе мнение было высказано еще год назад (но ситуация с тех пор мало изменилась, что лишний раз показывает актуальность проблемы) Сергеем Апенко, председателем правления Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана:
- Как проводятся тендеры? Государство декларирует, что оно должно приобрести товары по самым низким ценам. То есть, качество, как критерий оценки начисто отсутствует. В результате директора предприятий на тендерах стали "топить" друг друга, заявляя заведомо невозможно низкую для производства цену, потому что как воздуха ждут денег от государства за эти свои товары. В результате предприятия начали просто "падать" - порой суммы выигранного тендера не хватает даже на закупку сырья. Такие парадоксы. Это отбрасывает производителей от реалий рынка, потому что цена абсолютно не мотивирует предпринимателей улучшать продукцию. При чем делается это все руками государства, которое не заставляет через рынок объемом Т 800 млн. директоров швейных компаний заботится о конкурентоспособности. Изначально хорошая идея здесь работает с противоположным результатом.
Можно было бы привести еще ряд похожих мнений представителей самых разных сфер производства. Но суть проблемы уже достаточно ясна. Очевидно, что нынешняя законодательная основа и практика проведения тендеров не совершенны и нуждаются в изменениях. Какими они могут быть? Один из вероятных шагов подсказывает мировой опыт, который состоит в том, чтобы до объявления тендера определить экономику проекта самим государством (специальным органом, например, при министерствах экономики или профильных министерствах). Тогда станет ясна минимально возможная цена на работы и товары, ниже которой их просто не реально будет произвести. Соответственно, отпадет возможность демпинга на тендерах.