Портал в яркий мир подсознания

Какой смысл несут яркие полотна, маски из войлока, надетые на женщин, мужчин, детей – гостья рассказала на выставке “Пространство тишины”, что проходит в алматинской “Aspan Gallery”.

В белом войлоке на фоне "Байтерека"

Более 10 лет художница не проводила персональных показов в Казахстане.

– С Гульнур мы начали сотрудничать 3 года назад, когда показывали ее работы на коллективной выставке, посвященной коллажу. После они выставлялись в Париже и Москве, – рассказывает директор галереи, искусствовед Меруерт КАЛИЕВА. – Гульнур очень долго и старательно работает, она по всему миру нарасхват – надо было дождаться правильного момента. Все представленные работы сделаны специально для этой выставки.

Предыдущая выставка другой центральноазиатской художницы Саодат Исмаиловой (о ней “КАРАВАН” рассказывал в материале “Секреты чачвана и древний ритуал очищения” от 8 марта 2021 года) была совершенно иной. Получился хороший контраст – две сильные художницы работают в разных форматах и техниках.

По словам Меруерт Калиевой, очень любопытна ранняя серия фотографий, которую художница снимала в Нур-Султане. Творческая личность обернулась в белый войлок и фотографировалась на фоне современной архитектуры. Другая ее известная фотография – в белье, выполненном из маленьких металлических острых объектов – острый взгляд в сторону феминизма, глобализации. Сейчас этот предмет гардероба выставлен на вернисаже в Германии. Ее последние творения – на более широкую тему, хотя аспект феминизма в них тоже присутствует.

Зрители не понимают, что перед ними – краска, шелк?

В южной столице Гульнур Мукажанова представила 18 произведений – картины, видео, включая серию, выполненную из войлока ручной работы “Постномадическая реальность”.

В этой серии художница работает с ярким окрашенным войлоком из шерсти мериноса и шелка, создавая картины с прямоугольными цветовыми полями. Говорит, что ее вдохновили традиционные казахские настенные ковры и вышивки түскиіз (“түс” в переводе с казахского – “сон”, а “киіз” – “войлок”).

– Если в прошлом ковры были очень яркими, орнаментальными и наполненными смыслом, то сегодня я вижу их в монохромных тонах, желая таким образом передать “пустоту” нашего времени, которая означает потерю... И которая, я надеюсь, приведет к переосмыслению ценностей. Именно поэтому для меня очень важно в первую очередь показать работы в Казахстане, – говорит Гульнур.

Прямоугольные П-образные формы тускиизов напоминают некие двери или порталы, которые остаются глухими или закрытыми для нашего сознания, и только через сны мы можем попасть в иное измерение. Границы порталов в работах Мукажановой нечеткие: волокна наложены таким образом, что границы прямоугольников расплываются, словно акварельная краска… Так создается эффект дымки или видения.

Зрители, не знакомые с ее картинами, до последнего не понимают, что же перед ними на полотнах – краска, шелк? Гульнур продолжает традицию абстрактных экспрессионистов: Джексона Поллока, Марка Ротко и Виллема де Кунинга, для которых было важно физическое восприятие картины зрителем. Используя теплый войлочный материал, добавляет тактильности своим работам: разглядывая картины, хочется их потрогать, погладить…

– У “живого” войлока огромные возможности! – продолжает она. – Наверное, с тем, что у меня в крови, есть глубокая связь, с помощью этого материала передаю всё, что чувствую. Когда-то для картин я просто брала отдельные элементы тускииза. В процессе создания поняла: яркий цвет – часть смысла моих работ. Он сразу привлекает внимание.

– Тем не менее на открытие выставки вы пришли в черном…

– Стараюсь оставаться нейтральной и не выделяться.

Чувствовать корни и не отчуждаться целиком

Центральный элемент выставки – короткометражный экспериментальный фильм, снятый Гульнур совместно с немецким режиссером Каримом Оэльце фон Лобенталем “Глобальное сообщество”. Как и серия представленных фотографий, он продолжает тему манкуртизма и потери национальной идентичности.

Манкуртизм – термин, введенный писателем Чингизом Айтматовым, обозначает сознательную или бессознательную потерю национальных корней, отхождение от традиционных устоев и утрату своей культуры, языка, с привнесением и замещением ее ценностями другой культуры. Снятое в Берлине видео показывает людей в городской среде, надевающих и снимающих маски.

Актуальная тема ношения медицинских масок в период пандемии с войлочными аналогами художницы не имеют ничего общего!

– Это совсем другая философия, просто так совпало, – поясняет Гульнур. – Люди внутри себя всегда должны чувствовать корни и не отчуждаться целиком.

Выставка “Пространство тишины” работает до 12 сентября.

АЛМАТЫ