После событий, произошедших в Астане, в обществе возникла дискуссия, где многие экономисты и политологи высказались о том, что происходит сейчас с казахстанским рынком труда.
Многие задавались вопросом о том, зачем вообще нам нужна иностранная рабочая сила, когда есть и свои руки, требующие работы, а другие заявляли, что у наших рабочих просто не хватает квалификации и посему без мигрантов нам вовсе не обойтись.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с известным казахстанским политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ, дабы разобраться в проблеме трудовых мигрантов в Казахстане и понять, являются ли они проблемой для Казахстана или же, наоборот, спасением.
- Насколько критично обстоит ситуация с мигрантами на казахстанском рынке труда?
- Есть оценочные данные, по которым ясно, что в Казахстане находится около 500-600 тысяч нелегальных мигрантов. Почему нелегальных? А это уже благодаря силе нашего законодательства. Мигрантам для официального трудоустройства в Казахстане нужно два вида документов.
Первое – это официальное разрешение на работу, дается оно без постановления правительства и представляется крупным компания для инфраструктурных проектов. Второе – это вид на жительство, а получить его достаточно сложно ввиду большой бюрократии и высокого коррупционного компонента.
К тому же для некоторых видов мигрантов существовали определенные правила, которые выполнить было практически невозможно, например, несколько лет назад для граждан Узбекистана требовалась справка о наличии счета в казахстанском банке и имеющейся на нем суммой близкой к 10 000 $. Естественно, что никто добыть такие деньги не мог.
В силу выше описанных факторов, практически все трудовые мигранты находились на положении нелегалов, ведь оформить официальные документы было практически невозможно. Все это могло играть на руку регулирующим органам, так как нелегалы находились в положении лиц третьего сорта как по отношению к работодателю, так и по отношению к тем, кто с этой нелегальной миграцией должен был бороться.
Несколько лет назад прошла частичная легализация и упрощение всех процессов, все происходило для того, чтобы декриминализировать эту сферу. Но нельзя сказать, что это привело к значимым сдвигам. Бесполезная виза
Важно понимать, что нелегальные мигранты не всегда относятся к категории совсем чернорабочих – к нам очень часто едет огромное количество квалифицированных мастеров, поваров и строителей. И происходит это из-за того, что казахстанский рынок труда деквалифицировался - в первую очередь из-за миграционных процессов и кризиса системы образования. Потребность в квалифицированной, и что немало важно, дисциплинированной рабочей силе сейчас очень высока. Очень много компаний и частных лиц, которые казахстанцев на работу брать не хотят в силу определенных требований и проблем, которые связаны с недобросовестным подходом наших граждан к работе.
Ситуация все-таки двоякая: с одной стороны, у нас есть приоритет в устройстве казахстанских рабочих, ведь важно бороться с безработицей, а с другой – потребность в квалифицированной рабочей силе у нас как была, так и осталась. У нас технические специальности особым спросом не пользуются, а большинство наших безработных – это люди, которые вообще не имеют никакого образования, причем не все стремятся его получить даже когда есть возможность.
С одной стороны, у нас большое количество нелегальных мигрантов, а легальные не всегда соответствуют требованиям законодательства, например, по тем же официальным квотам. С другой стороны, у нас безработица и огромное количество неквалифицированных кадров. Как мы видим, пока что политического решения для этих проблем нет.
- А каким это решение должно быть?
- Ну допустим, упрощенный режим у нас предоставляется прежде всего для оралманов. Но потребности рынка труда требуют введения квот не по национальному признаку, а по профессиям. Так что нам стоило бы переходить именно на такую систему.
Если говорить про тех же оралманов, то при всей патриотической риторике статистика по качественному и образовательному составу оралманов говорит о том, что абсолютное большинство из них - это люди не имеющие высшего или хотя бы средне-специального образования, которые только пополняют рынок неквалифицированной рабочей силы.
Так что пора ограничивать миграцию просто ради миграции и вводить квоты для специалистов. Также уже давно пора провести более качественную легализацию этой сферы и отсечь криминальный компонент, дабы ввести все кадры в официальный оборот.
После этого мы уже будем понимать, какие кадры и в каких количествах нужны нашей стране и после этого ориентировать наши колледжи и вузы на подготовку этих самых кадров для дальнейшего замещения иностранцев.
Все это будет невозможно сделать без политических реформ. Но пока что у нас есть только разговоры о том, что иностранцы забирают у наших граждан рабочие места.
- Вы считаете, что это не так?
- В пример можно поставить ситуацию в той же Москве, куда едут белорусы, молдаване, киргизы, узбеки, таджики, ведь на их рабочую силу есть большой спрос. Многие кричат о том, что они отбирают рабочие места, но все прекрасно понимают, что на те работы, куда они едут, местные жители вовсе не рвутся.
Во многом у нас также. А бывают случаи, когда многие готовы работать, но не имеют ни опыта работы, ни квалификации. Нужны квалифицированные повара, строители, электрики, но согласитесь, никто не возьмет на работу человека, который хочет работать, но при этом ничего в этих сферах не умеет.
Поэтому на эту тему уже пора прекращать политические спекуляции, особенно, основанные на межнациональной почве, как это повелось в последнее время. И на мой взгляд, стоит идти не на ужесточение правил трудовой миграции, а на принятие взвешенных решений.
Трудовых мигрантов уже давно пора вводить в официальную оферту – это касается элементарно медицинского и социального страхования. Речь идет даже о дактилоскопии, которая помогала бы выявлять нежелательные элементы, которые могут быть причастны к уголовным преступлениям или же состоящие в террористических организациях.
- Нужно ли на законодательном уровне защищать отечественный рынок труда и обеспечивать наших граждан рабочими местами?
- По режиму ЕАЭС у нас единый и свободный рынок труда. Безусловно, определенные меры патернализма должны приниматься, но с учетом здравого смысла.
- В некоторых странах есть опыт, по которому на законодательном уровне работодателю запрещают платить мигрантам меньше, чем местным работникам. Как думаете, это может чем-то помочь?
- Понятно, что жесткие ограничения по зарплате вызовут лишь ещё большее появление теневых зарплат. Плюс ко всему, трудовые мигранты, как известно, часть своей официальной зарплаты отдают бригадирам или свои руководителям.
Поэтому стоит легализовать рынок трудовых мигрантов, в этой уже спокойной ситуации понять на какие специальности действительно есть спрос и начинать работу по обучению и дальнейшему привлечению уже наших граждан по требуемым специальностям.
Меры по трудоустройству казахстанцев должны быть очень адекватными и быть не только ради галочки и для ублажения интересов масс, а соответствовать конкретизации данной проблемы. Только успевай трудиться
Понятно, что зарплата иностранца и казахстанца имеющих одинаковую квалификацию не должна отличаться в разы. При этом ясно, что человек, имеющий большую квалификацию, должен получать зарплату куда выше, чем обычный работник.
Нужен независимый орган, который будет оценивать уровень квалификации работников. Сейчас присвоение квалификации является прерогативой работодателя, но не всегда это делается достаточно добросовестно.
- Как я понимаю подобная практика более применима к более высоким должностям?
- Да, ведь многие компании приглашаю иностранцев к себе на работу в качестве топ-менеджеров, причем их зарплаты составляют большие шестизначные суммы, но вот их специализация, мягко говоря, никому не известна.
Да, есть отдельные люди с хорошей репутацией, как Питер Фостер, но зачастую на работу приглашаются люди о чьей квалификации даже сайты национальных компаний почему-то умалчивают.
Неоднократно происходили случаи, при которых иностранцы показывали свою полную некомпетентность в работе. Поэтому стоит наводить порядок в официальном приглашении иностранцев.