Вряд ли стоит подозревать действующего президента США в некомпетентности или отсутствии здравого ума при его действиях (вернее бездействии) на внутриполитической арене.
А ведь именно в таком ракурсе Буша-младшего выставляют в СМИ многие политические деятели, бизнесмены и журналисты.
Однако, давайте копнем немного глубже. Нереально себе представить, что недееспособный слабовольный человек, чьи шаги контролируются командой профессионалов и спонсируются бизнес-структурами смог бы стать во главе ведущей державы мира. Вместе с тем те действия президента США, что сегодня наблюдают рядовые американцы и граждане других стран мира, вряд ли можно назвать продуманными и политическим верными решениями.
На сегодня существует ряд ошибок, которые в полной мере характеризуют Белый дом и его главу за пределами США. В данном случае речь пойдет о "достижениях" Вашингтона на внешнеполитической арене, которую можно условно разделить на следующие направления:
Европейское;
Среднеазиатское;
Российское;
Ближневосточное.
Итак, первое, что бросается в глаза, это постоянная забота Вашингтона о судьбе Косово и, в целом, о Югославии. Некоторые эксперты склоняются к мнению, что политика Белого дома в Европе напоминает поведение слона в посудной лавке. Оно (мнение) вполне объяснимо, так как многих проблем, созданных американским внешнеполитическим ведомством в Европе, можно было бы избежать при занятии европейскими странами более активной и принципиальной позиции.
Но этого не произошло, и в результате на сегодня во многих европейских странах наблюдается рост антиамериканских настроений, которые в отличие от США, напрямую влияют на судьбы политических деятелей. Случай с премьер-министром Великобритании (отставка Тони Блэра) - тому вящее доказательство. Вряд ли кто-то еще не знает, что основной причиной отставки политика такого класса, способного еще не один год править одной из ведущих стран мира, явилось согласие Т.Блэра на участие Англии в американской военной кампании против Ирака.
Вторым направлением работы заокеанского внешнеполитического ведомства стала Средняя Азия. И здесь провал политики Буша во многом ослабил влияние США на страны региона, авторитет Америки начал стремиться к нулю. Нужно отметить, что, американские военнослужащие на сегодня с честью выполняют свой долг по охране самих себя, самоустраняясь от поставленной Дж.Бушем задачи по искоренению террористических и экстремистских организаций на территории Афганистана.
Вместе с тем фактическое поражение американских военных в Афганистане не позволяет администрации Белого дома реализовывать свои дальнейшие планы в отношении всего региона.
Кроме Афганистана нельзя не вспомнить постепенный уход США из республик Центральной Азии. Вывод американских военнослужащих и закрытие американской базы в Узбекистане, постепенное ослабление позиции Вашингтона в регионе в очередной раз продемонстрировали малую продуктивность деятельности администрации Белого дома, а также низкий уровень работы американских дипломатов.
Третье направление - российское, может претендовать на звание учебного пособия на тему: "Ошибки и просчеты американской дипломатии по отношению к республикам б.СССР".
Выстраивая проверенные временем (70-80гг.) комбинации против России на политическом, военном экономическом и энергетическом уровнях, забывая о том, что Советский союз перестал существовать, США допускают одну ошибку за другой. Вследствие чего в Белом доме настает череда эмоциональных выступлений, основанных на удивлении и непонимании реакции Москвы на ставшие "бородатыми" "эффективные меры" в отношении России. В результате чего Дж.Буш, сам того на ведая, недальновидными действиями поднимает рейтинг В.Путина до небывалых высот, одновременно снижая свою личную популярность (а с ней и авторитет самих США). Вряд ли подобная политика Белого дома устраивает американских конгрессменов, большинство которых принадлежит к демократам, готовых использовать любые промахи команды Дж. Буша.
Четвертое - Ближневосточное направление, также показало, что авторитет США в арабском мире упал настолько, что все политические деятели высокого ранга, прибывающие из Вашингтона на Ближний восток, уже перестали быть ведущей стороной на различного рода переговорных процессах (одним из примеров может служить ситуация по Ирану).
Кроме того, участие американских дипломатов в некоторых переговорах в качестве модераторов вызывало отторжение у конфликтующих сторон, в результате чего конфликты не только не разрешались, но и переходили в вооруженное противостояние. Ситуация в Секторе Газа является одним из доказательств "успешной" дипломатии специалистов по Ближнему востоку из Белого дома.
Другим доказательством служит печально известная всему миру иракская кампания, из-за которой многие политические деятели разных стран мира (особенно в Европе) поплатились своими карьерами.
Вместе с тем, наблюдается противоречивость в действиях главы США, так как Дж. Буш не перестает утверждать, что кампания выиграна. Однако в конце августа 2007 года президент США заявил, что национальное правительство Ирака потерпело крах, не достигнув своих целей, что косвенно доказывает невозможность США взять ситуацию под контроль. Тем не менее, Вашингтон не намерен складывать руки и открыто признавать свое поражение. Принимая во внимание методы, которые использует Белый дом в отношении Ирака, можно предположить, что для логического завершения своей миссии США способны провести на иракской земле еще пару десятков лет, тратя в среднем около 200 млрд долл. США ежегодно. Что для Вашингтона вполне реально, так как на военные операции в новом финансовом году, начавшемся 1 октября, Белый дом уже запросил порядка 196 млрд долл. США.
Однако здесь есть один немаловажный фактор - фактор времени, который неумолимо будет влиять на ситуацию в США, сопряженную со сменой президентов страны.
И поэтому вполне вероятно, что пришедший на смену Дж. Бушу новый президент, сможет признать ошибки своего предшественника и начать вести новую тактику, как во внутренней, так и во внешней политике, которая способна изменить или, по крайней мере, не допустить ухудшения существующей ситуации.
Но сегодня президентом США является Дж. Буш, а в Конгрессе представлено большинство демократов. И мы продолжаем наблюдать латентный конфликт между двумя ветвями власти, переходящий в кризисное состояние, имеющее тенденцию затягиваться по времени.
Вполне вероятно, что непрекращающийся кризис, как показатель внутри- и внешнеполитической деятельности команды Дж.Буша станет одним из этапов в развитии отношений между законодательной и исполнительной властями.
Но его прогрессивность возможна лишь при появлении на политическом олимпе США нового лидера, "вооруженного" новыми подходами и программами действий, адекватными изменяющейся ситуации в мире. В противном случае страну ждут очередные стратегические инициативы во внешней политике, еще больше понижающие рейтинг США в мире.
Что же касается социально-экономической ситуации в самих США, то здесь будет уместно известное выражение про народ заслуживающий того правителя, которого выбирает, с поправкой, разумеется, на первое лицо государства.
Фото с сайта http://sob.ru/