В идеале, мы должны были отказаться от применения пыток еще тогда, чтобы заявления о "приверженности к международным документам и их положениям" делались не на пустом месте. Однако, пытки, или, как часто любят говорить правозащитники, "жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание" остается единственным действенным методом повышения раскрываемости преступности в стране.
Буквально сразу после ратификации страной Конвенции против пыток специалисты Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) стали пробовать этот механизм в действии. "Тогда перед нами открылась безотрадная картина: основным способом добывания доказательств по уголовным делам было применение пыток, - рассказывает Мария Пульман, адвокат головного офиса КМБПЧиСЗ. - Правда, само слово "пытки" правоохранительные органы избегали, употребляя при этом нейтральное выражение - "незаконные методы ведения следствия". Как считает адвокат, сущность от этого не менялась. Несмотря на ратификацию Конвенции, пытки применялись очень широко. "Более того - мы неоднократно убеждались в том, что в правоохранительных органах, во всяком случае, на уровне тех работников, которые непосредственно имели дело с задержанными гражданами, ни о какой Конвенции и слыхом не слыхивали", - поясняет она.
Сегодня ситуация мало изменилась, хотя корректировка ситуации происходит. "Следует признать, что за эти годы ситуация несколько улучшилась, - говорит в своем комментарии известный казахстанский адвокат Данияр Канафин. Ссылаясь на свой адвокатский опыт, он сказал, что "по сравнению с советскими временами" применять пытки стали гораздо меньше. - Однако, говорить о том, что эта проблема не существует, к сожалению, не приходится. Незаконные методы дознания и следствия все еще применяются, и тому свидетельство большое количество фактов, освещаемых средствами массовой информации. Сегодня пытки, как правило, используются в отношении людей из низших социальных слоев, малообразованных, не имеющих достаточного социального статуса".
Словно в подтверждение этих слов буквально вчера нами была получена рассылка Правовой инициативы открытого общества. Правозащитная организация выступила с открытым обращением генеральному прокурору РК Рашиду Тусупбекову с просьбой рассмотреть дело Дениса Полиенко из Акмолинской области. Согласно записям, в ноябре 2006 года Денис был подвергнут пыткам "с целью получения признательных показаний во вменяемом ему преступлении". Назгуль Ергалиева, руководитель проекта "Поиск средств правовой защиты от пыток в Центральной Азии" Правовой инициативы открытого общества, пишет, что по утверждению самого Полиенко, его жестоко избивали, душили надетым на голову целлофановым пакетом, угрожали изнасилованием и расправой над всей семьей. "Полученные таким образом "явка с повинной" и признательные показания были затем положены в основу предъявленного ему обвинения и использованы в качестве доказательств обвинения в суде", - констатирует правозащитник. Неоднократные требования Полиенко признать показания, полученные под пыткой, недействительными и привлечь к ответственности лиц, виновных в применении пыток, остались без результата.
Заявления правозащитников показывают, что за год только "официальных" заявлений о применении в отношении граждан Казахстана пыток может быть свыше ста. И то, это показатель обращений только в одну организацию. Сколько же фактов применения незаконной жестокости происходит по стране всего, посчитать, думаю, ни у кого не получится. Так, только в Костанайский филиал КМБПЧиСЗ с ноября прошлого года уже поступило 40 обращений от граждан, в которых описывались различные способы пыток. "Среди них жестокое обращение варьируется от физического насилия - избиений по разным частям тела, до применения противогазов, удавок, различных спецсредств - газов и аэрозолей…", - констатирует Анастасия Кнаус, адвокат Костанайского филиала КМБПЧиСЗ.
Из всемирной истории применения пыток можно узнать, что все "шишки" на правоохранительные органы падают вовсе неспроста. Как рассказывают правозащитники, еще в древние времена применение пыток было лучшим средством наказания, устрашения и получения необходимых признаний. В свое время широкое применение это нашло в юрисдикции Древнего Рима. В средние века применение пыток было неразрывно связано с розыскной формой уголовного процесса и феноменом Инквизиции. В XX веке пытки вошли в широкое употребление с возникновением и упрочением тоталитарных, диктаторских и прочих репрессивных режимов. Сегодня же, когда во всеуслышание Казахстан называет себя демократической страной, пытки используются там, где "нужно".
"В прошлом году я защищал гр. Болгонбаева Салавата, который жаловался на применение в отношении него пыток сотрудниками полиции, - делится с нами Данияр Канафин. - Факты насилия подтверждались результатами многочисленных судебно-медицинских экспертиз и некоторыми другими доказательствами. По этому делу я даже направлял сообщение специальному докладчику ООН. К сожалению, наша судебная система должным образом не отреагировала на эти обстоятельства. Даже частного постановления по фактам пыток вынесено не было". Эксперт с сожалением констатирует, что такой пример - достаточно распространенная практика.
Однако, зерно надежды в этом году все же упало на казахстанское правозащитное поле. Только за этот год (с 26 июня прошлого года по сегодня) страной был ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток, а также была признана юрисдикция Комитета ООН против пыток. Кстати, последний шаг дал возможность нашим гражданам обращаться в международный орган с индивидуальными жалобами. Как говорит Анастасия Кнаус, пусть эти механизмы еще не проявили себя в действии, но это "большой шаг вперед в вопросе искоренения пыток в Казахстане". "После признания Казахстаном компетенции Комитета по предупреждению пыток (далее КПП), члены КПП могут осуществлять посещения всех мест содержания под стражей. Цель такого визита - улучшить защиту задержанных от жестокого обращения и пыток, - комментирует правозащитник. - Одна из задач КПП - убедиться, что полиция компетентно и ответственно выполняет свой долг. КПП не ставит своей целью заклеймить или раскритиковать государство или полицию. Его цель - помочь государству сделать так, чтобы обращение с лицами, лишенными свободы не сводилось к пыткам или жестокостям".
Фото сайта www.admarket.ru