Причем по сей день наиболее распространенными остаются гадания по вещим снам и по зеркалу, высматривание суженого-ряженого. Об этом в ходе интервью рассказала заведующая кафедрой филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова Галина Власова, передает корреспондент BNews.kz.
- Когда началась традиция празднования старого Нового года?
- Известно, что до Х века Новый год на Руси начинался с полнолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. В Х веке Древняя Русь приняла христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской Империи летоисчисление от «сотворения мира». Начало года стали отмечать 1 марта (по н. ст. 14 марта – день Евдокии Плющихи – прим. автора). С этого времени Русь стала пользоваться юлианским календарем, состоящим из 12 месяцев, названия которых были связаны с явлениями природы.
С 1492 года Новый год стали отмечать по церковному календарю с 1 сентября (14 сентября по новому стилю – Семенов день – прим. автора). Спустя два века Петр 1 обнародовал указ «лета счислять» с 1 января.
К ХХ веку Россия на 13 суток отставала от Европы, давно перешедшей на григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 году декретом совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь – «новый стиль». 14 января – день Святого Василия оказался старым Новым годом.
- Как отмечали святки и Новый год наши предки? Как обычно веселились зимой в наших краях?
- В архивах университетов есть уникальные фольклорные материалы, собранные в ходе экспедиционных исследований 1978-2014 годов в селах Центрально-Северного и Восточного Казахстана.
Зимний цикл праздничной обрядности воссоздан по воспоминаниям и рассказам исполнителей, жителей обследованных сел Казахстана. Одним из самых любимых и почитаемых праздников был и остается Новый год. Новый год для традиционного человека – один из самых опасных моментов годового круга. В связи с этим новогодняя обрядность была ориентирована на умилостивление и защиту от «чужого» мира. Мифологический смысл обряда одаривания во время колядования связан с языческими представлениями славян о том, что души предков посещают во время Святок свои дома, где родственники готовят для них поминальную пищу (обрядовый хлеб, кутью, блины – прим. автора), а по истечении срока вновь возвращаются в загробный мир. Участники святочных колядных обходов и символизировали своими ритуальными действиями приход предков к живущим потомкам, они воспринимались как священные гости и посланники с неба.
- Что такое святки? Как они праздновались?
- Структурно святочные праздники включали три этапа: Рождество, Новый год и Крещенье. Новогодние праздники называются в Казахстане - Новый год, Рождество, Меланки, Старый Новый год, Крещенье (название «святки» встречается очень редко – прим. автора). Начинается празднование 31 января и длится до 19 января. Можно выделить 5 основных дней поздравительного обхода домов: 1 января, 6 января, 7 января, 13 января, 14 января. Обряды подразделялись на славление, хождение со звездой, посевание и колядование, щедрование, меланкование; производились в разное время: утром, днем или вечером, разными половозрастными группами.
Одним из архаических ритуалов святочной обрядности являются рождественские обходы со звездой. Во многих районах Акмолинской области (Макинском, Ерментауском, Балкашинском, Алексеевском, Целиноградском – прим.автора) было принято делать рождественскую звезду. Ее делали из цветной бумаги или из дерева, украшали цветами, вставляли внутрь фонарь.
- Расскажите о колядовании. Что это за обряд?
- Колядование и посевание зерном. Особым видом колядования является новогодний обход дворов и посыпание изб зерном. В Казахстане, как и в России, данный обычай распространился поздно, под влиянием переселенцев из европейской части России и Украины. В календарных рассказах, записанных от информантов Казахстана, представлены все элементы новогоднего обхода дворов: просьба колядовать или славить, приветствие хозяевам, славление или исполнение колядки, поздравление и благопожелание, посевание зерном, просьба и награждение.
Указываются временные параметры и состав участников обряда - колядуют весь период святок, а посевают обычно утром 1 января, на старый Новый год, после 12 часов. Участниками обряда были как взрослые, так и дети.
Колядование начинается на Рождество и продолжается до старого Нового года. Колядовщиков и славильщиков одаривали деньгами, булками, конфетами, подносили вино, приглашали за стол и угощали. Колядовали, по домам ходили ряженые – рядились медведями, чертями, катались на санках с горы, играли в снежки. Между колядами пели веселые песни. Хозяева выносили нам, колядовщикам, угощения, все, что было, а мы им желали благополучия».
Во многих селах Акмолинской и Павлодарской областей было распространено Щедрование: «За неделю до Нового года, в ночь с 6 по 7 января, справляли «щедривочку». В этот день собираются парни и девушки, ходят по селу и поздравляют с праздником, поют «Щедривочка щедровала» и «Щедрик-ведрик». Щедрование и исполнение щедривок бытует в местах компактного проживания украинцев и белорусов, зафиксировано повсеместно, причем щедрование – это девичий или детский обряд.
Цикл новогодья завершался Крещеньем - Днем Иордана. Праздник Крещенья замыкал 12 праздничных дней. В этот день церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди.
- Расскажите, как гадали на Святки?
- Гадания остаются самым бытующим и продуктивным зимним обрядом. Гадания относятся к магическим обрядам, целевая установка которых – проникновение в будущее. Обрядовые гадания – это совокупность определенных действий - магических, ритуальных, символических, производимых в рубежные дни календарного года. Различаются гадания индивидуальные и коллективные, опасные и неопасные, со словесной формулой и без нее. Почти все гадания приурочены к святочно-новогоднему комплексу праздников. Гадающие (женщины среднего и пожилого возраста – прим. автора) подчеркивают время и место гадания – «перед Рождеством», «в Крещенский сочельник», «под Старый Новый год», в доме, на улице, в бане, в сарае, на перекрестке, в полночь, после двенадцати часов. Предметы, обеспечивающие ход гадания, были представлены как бытовой семантикой, так и сакрально-магической.
По степени распространенности из святочных гаданий выделяются следующие: бросание обуви (лаптя, валенка, сапожка – прим. автора) через крышу, забор, чтобы узнать место жительства будущего жениха. Наблюдение за поведением домашних животных и птиц - курицы, петуха, чтобы узнать характер, социальный статус, внешность будущего жениха (работящий, драчун, пьяница, портной – прим. автора) или время и очередность свадьбы гадающей девушки. Слушание различных звуков - лаянья собак, топота, звона, разговоров. Окликание прохожих, чтобы узнать судьбу, имя, место жительства жениха.
Наиболее распространенными остаются гадания по вещим снам и по зеркалу – высматривание суженого-ряженого. Популярность гаданий по вещим снам в какой-то степени объяснима сохранением веры в сны вообще, всплеском интереса к пророчествам и знакам судьбы. В гаданиях по вещим снам используются разнообразные предметы: спички, гребешок, замок, ключ, трава, веник. Приснившийся суженый должен выполнить: отомкнуть замок, дать воды, расчесать волосы и т.д.
Часто загадывается желание: что приснится, то и сбудется. Со вторника на среду загадывают желание и говорят: «Святой день среда, приснись хлеб или вода», если приснится хлеб, то желание не сбудется, а если вода, то сбудется. В гаданиях на сон используется и жеребьевка, как правило, это листочки с разными мужскими именами. Многие гадания по вещим снам активизированы словесной формулой императивного характера, просьбой к суженому: замыкаю криницу, чтоб мой суженый пришел воды напиться; суженый-ряженый, приди ко мне чай пить; суженый-ряженый, приди ко мне поужинать; пятница-пятница, кто любит, тот приснится.