За последний год Павлодар явно похорошел. Однако его облик подправлен лишь косметически, говорит строитель с сорокалетним стажем. Городу требуется вернуть былую архитектурную индивидуальность, разработанную некогда ленинградскими проектировщиками, но испорченную за последние 20 лет местными (своими! родными!) бизнесменами. Неповторимый архитектурный вид Павлодара изменился до сумбура!
По городу мы гуляем с известным павлодарским градостроителем, а ныне пенсионером Николаем НОСОВЫМ. Он за четыре десятка лет работы в строительной сфере принимал участие в возведении всех крупных промышленных объектов и десятков многоэтажных домов, построенных с 1960-х по 1990-е годы.
Ветеран-строитель подчеркивает, что сегодня, как бы нелепо это ни звучало, стало труднее совершать прогулки по улицам, потому что они сужаются.
Николай Васильевич говорит, что со временем павлодарцы и вовсе будут зажаты в своеобразные тиски.
– Почему разрешается сокращать жизненное пространство, захватывать земли общего пользования?! Что останется нашим потомкам? – возмущен Н. Носов.
В качестве примера он показывает на новые бизнес-строения, появившиеся в основании пятиэтажек в начале улицы Академика Сатпаева. На фото видно, что между вытянувшимся лестничным пролетом и деревьями осталась всего пара метров – это все, что оставлено людям. Такая же ситуация и на других центральных улицах, где тротуары все больше захватываются различными магазинами и кафешками. Что уж говорить об отдаленных улочках…
Один из главных признаков “перестроечного” хаоса: в оформлении точек торговли и питания такой разнобой, что в глазах рябит. Применяется и несовместимое цветовое оформление, и входы сооружаются, словно для каких-то заброшенных складов. Понятно, что собственники этих заведений руководствуются своим вкусом. Но ведь это не их личная квартира, а лицо города! Неужели чиновники-архитекторы, с которыми согласовываются чертежи, не могут предусмотреть единый ансамбль?!
Что касается вышеупомянутых “тисков”, то в качестве вопиющего примера мой гид ведет меня на улицу Крупской. Он показывает на символическое расстояние всего в один метр между парковкой для автомобилей и границей здания, которое занимает областная инспекция Комитета агропромышленного комплекса Минсельхоза РК.
– Здесь тротуара вообще нет! Куда смотрит архитектура?! – не может понять заслуженный строитель.
Между тем Николай Васильевич замечает, что сейчас, в зимнее время, к сожалению, плохо видно, как в городе повсеместно был раскурочен и не восстановлен асфальт. Обещает весной составить фотоотчет и отнести его в городской акимат.
Еще Носов искренне не понимает, на каком основании наши чиновники в печальные 1990-е годы разрешили застраивать территорию в районе уникального захоронения останков доисторических животных “Гусиный перелет”. Таковых в мире всего три! О том, как природный памятник разрушается, “Караван” сообщал в статье “Кто спасет “Гусиный перелет”?” (№ 17 от 25 апреля 2008 г.). Теперь округа застроена коттеджами!
– Это зона отдыха для горожан. Она должна быть свободной для выхода к Иртышу, к природе! – говорит старожил.
Он вспоминает, что когда-то тут была серпантинная лестница. Горожане спускались по ней, чтобы прогуляться на берегу, искупаться в реке, побыть в единении с природой. Сегодня в этом единении – лишь обладатели частных строений.
Мы проходим по улицам Береговой, Луговой. Кстати, говорю собеседнику, что названия улиц звучные – “природные”! Таковыми они должны быть и по существу! На деле же их можно назвать Особняковой, Дворцовой…
Николай Васильевич считает, что вместо каскада этих вилл должна быть большая НАБЕРЕЖНАЯ. Он надеется, что когда-нибудь в будущем власти города опомнятся и добьются сноса всех этих строений.
– Как можно было на берегу нашей жемчужины – Иртыша – разрешить построить дома?! – задается вопросом без ответа наш возмущенный экскурсовод.
В продолжение темы особняков-дворцов Николай Васильевич говорит, что напрасно богатые горожане обносят свои особняки массивными заборами. Таковые, по мнению Носова, портят архитектурное лицо Павлодара.
– Зачем трехметровую ограду городить? В Англии и США вообще не огораживаются! Тем более такими “китайскими стенами”!
– Человек построил забор на частной собственности. Кто же ему запретит?
– Архитектура должна следить, чтобы не было сплошных заборов. Это какие-то средневековые крепости!
Между тем Николай Носов считает совершенно верным недавно озвученное решение областных властей постепенно сносить одноэтажные дома в старой части города, чтобы на их месте возводить многоэтажки.
Еще Н. Носов рассказывает, что одна из главных проблем в застройке – отсутствие парковок, чем пользуются ушлые ребята. В Павлодаре долгие годы действует парковочный “рэкет”. Против вымогателей бессильны полиция, финпол и налоговая инспекция. Об этом “Караван” тоже писал (“Заплати, а то колесо проткнем!”, № 41 от 12 октября 2012 г.). По оценке Николая Васильевича, в городе около сотни нелегальных парковок, собирающих за ночь до 15 тысяч тенге. В год выходит примерно 500 миллионов тенге!
Недавно полиция дала свои пояснения Н. Носову о парковке, что находится во дворе, где живет пенсионер. В УВД Павлодара пояснили, что повода для возбуждения уголовного дела нет. Мол, “жильцы вносят добровольную плату за сохранность транспорта, в полицию с заявлением не обращались”. А как же обращение Носова, проживающего тут же?! В УВД говорят, что сигнализировали налоговикам на предмет, может ли установленный полицией 29-летний мужчина, “занимающийся охраной транспорта”, собирать плату. Самое примечательное в том, что УВД сообщает Н. Носову, что данный парковщик состоит на учете в отделе по борьбе с экстремизмом! Николай Васильевич с нетерпением ждет разбирательства со стороны полицейских, так как они “взяли вопрос на контроль”.
Психологи говорят, что уменьшение личного пространства человека повышает напряженность в общении с другими жителями населенного пункта. Наверняка это подтвердят жители крупных и малых городов Казахстана.
Павлодар