Понаехали тут

Режиссер: Нил Бломкамп.

В ролях: Шарлто Коупли, Дэвид Джеймс, Луис Миннаар, Ванесса Хэйвуд, Мандла Гадука, Уильям Аллен Янг.

Биография режиссера Нила Бломкампа легко укладывается в представление о так называемой американской мечте. Он родился в Йоханнесбурге, в отрочестве переехал с родителями в Канаду (да-да, после падения режима апартеида уже белым в ЮАР стало жить очень “весело”), там же снял свою короткометражку “Выжить в Йобурге”, которая так понравилась Питеру Джексону, режиссеру “Властелина колец” и “Кинг Конга”, что он предложил Бломкампу сделать из нее полнометражный фильм. На том и сговорились. Дебютант Бломкамп снял “Район №9” – картину, которая вряд ли может оставить равнодушным.

…В 1982 году в небе над Йоханнесбургом завис огромный космический корабль. Когда люди все-таки рискнули проникнуть внутрь, то увидели там изможденных пришельцев. Их было много, очень много. Незваных гостей эвакуировали с корабля и поселили в трущобах, назвав это место “Район №9”. Инопланетяне плодились и размножались, плодились и размножались, наконец в наши дни их численность достигла полутора миллионов особей. Пришельцы обладают, мягко говоря, другой ментальностью, своим поведением они так надоели горожанам, что профильной корпорации MNU пришлось подготовить план переселения “моллюсков” (так прозвали пришельцев) за пределы Йоханнесбурга. Руководить операцией поручено (разумеется, за рабочие заслуги) зятю одного из боссов MNU Викусу ван де Мерве. Выселить инопланетян будет не так просто, к тому же во время операции в лицо Викусу попала странная жидкость, и теперь он начинает… мутировать в “моллюска”, становясь лакомым призом для своих же – ученых из MNU.

Бломкамп при помощи Джексона, который, как говорят, отвечал за то, чтобы молодое дарование не тюкали другие продюсеры и представители кинокомпаний, снял обалденный фильм. Наряду с семейной драмой “Дорога перемен” – это лучшая лента из показывавшихся в нынешнем году в наших кинотеатрах.

“Район №9” – тоже драма. И не такая уж фантастическая, как может показаться из описания сюжета.

Вся эта история с пришельцами не более чем аллегория, декорация для драмы социальной. И для драмы человеческой. Викус ван де Мерве проходит путь от затюканного ученого-ботаника – через предательство, шок от происходящего с его организмом, через необходимость убивать – к тому, чтобы стать Человеком, при этом физически человеком быть переставая.

Социальная же драма заключена в фантазии на тему: “А что произойдет, если в сложившейся структуре общества вдруг единовременно появится новый низший слой?”. Ответ, даваемый Бломкампом, в целом логичен. Все другие слои автоматически встанут на одну ступеньку вверх с соответствующим пересмотром собственного мировоззрения. Бывшие отбросы общества теперь будут рассуждать о том, как им надоели эти инопланетяне, разве что не добавляя “Понаехали тут!”. Пришельцев, играя на их слабостях, станет эксплуатировать оргпреступность – подсаживая на наркоту (в данном случае на… кошачий корм), покупая у них за бесценок инопланетное оружие и т.д.

Интересный фокус Бломкамп проделывает и с образом пришельцев. Если в начале фильма к ним испытываешь естественный гнев и полностью находишься на стороне MNU, то по мере развития событий это отношение меняется. Потому что, чтобы кого-то понять, нужно разобраться, почему он поступает тем или иным образом.

И напоследок пара советов: если в вас есть хоть толика родительской ответственности, оставьте детей дома – им пока незачем смотреть “Район №9” и многие сцены вряд ли им понравятся. А если вы ждете от этого фильма очередного героического мегаблокбастера о спасении мира – останьтесь дома сами.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 8,8 из 10.

Оценка автора – 9 из 10.

Интересный факт

В ходе промо-кампании фильма в крупных городах США на автобусных остановках и столбах были расклеены постеры с предупреждением: “Если увидите пришельца, позвоните по номеру 866.666.6001”. На постерах не было названия фильма – только отсылка на сайт. Кроме того, в Интернете также был создан сайт несуществующей корпорации MNU.