Поможем вам за ваш счет: рекламу обязательного медстрахования оплатят сами казахстанцы

Представьте такую картину. Холодная война. СССР ведет активную пропагандистскую работу, убеждая американцев, что социализм – лучшая из систем. Работают все радиостанции Советского Союза. Владимир Познер спорит в прямом эфире CNN с вашингтонскими политологами – и весьма успешно. Газета Компартии США в ежедневном режиме клеймит загнивающий империализм.

Но потом наступает 1986 год, а затем и 1991-й, и вся эта информационная кампания длиною не в один десяток лет заканчивается. А к американскому правительству приходят ходоки от Ельцина и говорят: не пора ли вам, ребята, вернуть деньги, которые мы на всю эту агитационную работу потратили?

Вот скажете, что невозможно такое, да? В нашей стране возможно всё. Прямо сейчас точь-в-точь по такому сценарию разворачивается спектакль под названием "Мы вас научим медстрахование любить, причем за ваши деньги".

Если вы, уважаемые читатели, вдруг не заметили, то сообщаю вам, что в Казахстане развернута масштабная информационная кампания вокруг системы обязательного социального медицинского страхования. Задач у этой кампании две. Во-первых, сделать так, чтобы число казахстанцев, знающих про ОСМС или хотя бы слышавших, зачем такое в нашей стране внедряется с 1 января 2020 года, увеличилось. Во-вторых, информировать "целевые аудитории", то есть опять же нас с вами, уважаемые читатели, о преимуществах системы ОСМС.

Работа ведется серьезная. Денно и нощно сотрудники украинского (!) агентства "Фирма 800" по всем соцсетям рассказывают казахстанцам, как хорошо, что в Казахстане внедряется ОСМС. В смысле, они думают, наверное, как в том анекдоте, мол, как хорошо, что всё это не у нас. Но что они думают – к делу не относится. Ибо получили они за эту работу больше 200 тысяч долларов.

Неустанно работают и сотрудники казахстанского пиар-агентства "Success K", осваивая почти 700 миллионов тенге, чтобы осведомленность казахстанцев об обязательном медстраховании повысилась хотя бы на 10 процентов.

Пример их креатива мы привели в качестве иллюстрации к этой статье. Такую вот листовку обнаружил в своем почтовом ящике один из сотрудников "КАРАВАНА". Больше, правда, напоминает так называемые "топики", которые раздают копирайтерам, чтобы они по ним придумывали тексты. Но тут, видимо, даже не стали стараться и чего-то придумывать – отправили в типографию как есть. И то верно – осведомленность повышает? Повышает! Значит, задача выполнена!

Такую вот листовку обнаружил в своем почтовом ящике один из сотрудников "КАРАВАНА"

А еще ряд известных интернет-порталов почти за 100 миллионов тенге с весны осуществляет "массовое информирование общественности, формирование поведенческих мотивов потребителей медицинских услуг". Нелегкая задача, заметим, ибо мотивы потребителей медицинских услуг давно сформированы – они хотят выздороветь. Впрочем, возможно, лучшие интернет-издания страны сумеют сломать эти устаревшие привычки.

Им, кстати, в этом помогут и ведущие телеканалы, которые обязались вещать в телевизионном эфире про ОСМС начиная с апреля 2019 года. Да и наша газета не осталась в стороне.

Короче говоря, немалые деньги пойдут на обработку нашего закостенелого общественного сознания. А именно – один миллиард тенге!

Эти деньги – часть еще большей суммы, которую Всемирный банк выделил Казахстану на проект социального медицинского страхования. Весь проект стоит 80 миллионов долларов.

А теперь – внимание! Всемирный банк – это не совсем обычный, но все-таки банк. А банки, как известно, денег просто так не дают. Эти 80 миллионов – заем нашей стране. Кредит, выданный на 15 лет. Льготный период – 5 лет, а потом мы должны будем кредит погашать. Денежки надо будет возвращать, да еще и с процентами. Да еще и с учетом разницы курса: взяли-то в долларах, а зарабатываем в тенге, хотя нам все председатели Нацбанка – начиная с Марченко и заканчивая Акишевым – говорили, что так делать нельзя. Но что нельзя простому казахстанцу, можно казахстанскому правительству.

А из каких таких средств правительство будет погашать этот кредит? Конечно, возьмет из бюджета. Или из Национального фонда. Или из Единого пенсионного фонда. В любом случае – у нас с вами. Потому что и там, и там, и там деньги лежат наши – всех граждан Казахстана, включая еще не родившихся и уже умерших. Это мы их заработали и выплатили в бюджет в виде налогов.

Вот и получается, что нас сейчас будут всячески убеждать в том, что обязательное медицинское страхование – это хорошо, что надо платить за право пользоваться услугами здравоохранения. То есть будут убеждать тратить дополнительные деньги на медобслуживание, которое и так в нашей стране бесплатное только условно. А потом еще и возьмут деньги за такое вот информационное обслуживание – с нас же!

Надо оговориться: мы сейчас не обсуждаем саму идею ОСМС. Мы даже, наверное, согласны с тем, что денег в здравоохранении крайне мало, что врачи и медсестры сильно недополучают, хотя выполняют тяжелую работу, и, наверное, идея платить легально за то, что мы сейчас оплачиваем из-под полы, – неплохая. Но мы никак не можем взять в толк, почему должны отдавать свои деньги за агитацию и пропаганду, направленную на нас же.

Справедливости ради надо сказать, что львиную долю от 80 миллионов долларов получат медицинские учреждения: Республиканский центр электронного здравоохранения получит почти 2,2 миллиона долларов, Национальный центр общественного здравоохранения – 1,4 миллиона долларов, Республиканский центр развития здравоохранения – 486 миллионов тенге.

Еще большие деньги пойдут на выстраивание стратегического партнерства с медицинскими университетами разных стран. Деньги получат как раз эти иностранные вузы. Интегрированным академическим медицинским центром станет Казахский национальный медуниверситет – его партнеру, Литовскому университету, выделено почти 1,7 миллиона долларов. Медицинский университет в Семее получит поддержку турецкого университета "Baskent" за 1,1 миллиона долларов. Западно-Казахстанский медуниверситет будет тесно работать с университетом из польского города Познани, который будет за это вознагражден в размере 1 миллиона долларов.

И тут возникает еще один важный вопрос. Как мы уже выяснили, это фактически наши деньги, потому что кредит отдавать нам. А как мы, казахстанцы, сможем контролировать их использование? Скорее всего, никак, потому что никто перед нами отчитываться не собирается.

Понятно, что деньги на информационную работу – это только часть средств, это как бы приложение к деньгам, которые пойдут на повышение квалификации медработников, внедрение системы учета и контроля, дополнительные исследования по наиболее проблемным заболеваниям и т. д. Но похоже, что нам просто выкрутили руки, заставив, как в былые времена, "в нагрузку" к трилогии Дюма про мушкетеров взять еще и трилогию Брежнева про малуюземлю-целину-возрождение.

Кажется, что единственный, кто в этой истории выигрывает, – это Всемирный банк. Да, банки обычно редко остаются внакладе, но здесь прямо сделка мечты.

Всемирный банк дал нам кредит. Под что – решил Всемирный банк. Кому пойдут – определил тоже Всемирный банк, он и тендеры проводил, и подрядчиков выбирал. Как оценить эффективность – решает тот же Всемирный банк, ведь он контролирует теперь все этапы работы по внедрению ОСМС.

Напрашивается такая аналогия. Вы берете в каком-то коммерческом банке кредит – например, потребительский. Банк вам этот кредит выдает, но не вы, а банк решает, что именно вы на него можете купить – холодильник или стиральную машину, а также по какой цене и в каком магазине. И пока вы ему кредит не выплатите, он будет наведываться к вам домой и проверять, по назначению ли вы используете купленную вещь и правильно ли с ней обращаетесь.

15 лет несчастный минздрав будет отчитываться не только за эти 80 миллионов долларов, но и за весь процесс внедрения ОСМС. А платить за это будем мы с вами, уважаемые читатели.

А надо ли нам это? В аббревиатуре ОСМС первая буква означает "обязательное". Вне зависимости от того, как люди к социальному медстрахованию будут относиться, оно будет внедрено. Так зачем же тратить наши деньги на то, чтобы нас же убедить?

Редакция газеты "КАРАВАН"