Основная идея программы – создание передвижных медицинских комплексов (ПМК), оснащенных современным оборудованием. Чтобы и те, кто живет в глубинке, смогли пройти полноценное медицинское обследование – сейчас ради этого приходится иной раз совершать целое путешествие, теряя и время, и деньги, и силы.
Но хорошая идея – это половина успеха. Другая половина зависит от тех, кто воплощает ее в жизнь.
Порядок реализации любой госпрограммы достаточно прост: за дело берется тот, кто выиграл тендер. Однако, когда видишь результаты исполненного, возникают вопросы: каким образом был организован этот тендер? Что определило победителя – желание принести пользу народу или какие-то другие аргументы?
Только один пример: оборудование, которое устанавливают в рентгеновских кабинетах ПМК, как выяснилось, не всегда соответствует установленным нормам и требованиям.
В Институте радиационной безопасности и экологии Национального ядерного центра РК, расположенного в городе Курчатове, работает лаборатория контроля рентген-оборудования, которая как раз и занимается тем, что определяет и научно обосновывает правильность или неправильность использования рентгенодиагностического оборудования.
– Медицинские процедуры – единственный вид деятельности, в результате которого люди получают наибольшие дозы облучения от искусственных источников излучения, – рассказал директор ИРБЭ НЯЦ РК Сергей ЛУКАШЕНКО.
Иными словами, сотрудники рентгенологических кабинетов рискуют гораздо больше, чем сотрудники атомной отрасли.
– Как выяснилось после исследований, проведенных в рентген-кабинетах ПМК, расположенных в Шымкенте, Аягозе, Талдыкоргане и Павлодаре, – продолжает Сергей Лукашенко, – рентген-аппараты, установленные в медицинских комплексах, не соответствуют требованиям санитарных норм и правил.
Оказалось, что там устанавливали переносной палатный аппарат Basic. А в правилах указано: “Использование переносных рентгеновских аппаратов допускается в операционных блоках и в палатах для проведения процедур нетранспортабельным больным”. Но для массового обследования больных такие приборы не применяются, потому что высок риск облучения.
Почему о таких “мелочах” забывают те, кто выигрывает тендеры и устанавливает оборудование? Почему это не оговаривают те, кто проводит тендеры? В отдельных случаях специалистам не удалось установить даже год выпуска аппарата! Сэкономили, выходит, но при этом поставили под угрозу здоровье будущих пациентов. И здоровье медперсонала. В Аягозе, например, было зафиксировано превышение допустимой мощности дозы рентгеновского излучения на рабочем месте рентген-лаборанта в 2,5 раза!
А ведь на реализацию этой программы из государственной казны выделяются немалые средства. Общие затраты за 2011–2015 годы составят около 360 млрд. тенге. И налогоплательщики – те самые жители отдаленных районов – вправе надеяться, что медицинская помощь, на которую они рассчитывают, будет качественной. И безопасной!
Семей