Человеку было очень плохо. Ну, так случилось - довел сам себя. Лежал ночью дома и погибал, в проблесках сознания наотрез отказываясь ехать в больницу.
Требовалась квалифицированная помощь врача на месте: с лекарствами, инъекциями. Телефоны двух таких частнопрактикующих врачей лежат у моего друга - признаюсь, это был именно он - под настольной лампой. Они знакомы много лет, всегда относились друг к другу с искренним уважением, как к профессионалам в различных, правда, сферах, и те ребята прекрасно знают, как надо выводить человека из ужасного состояния. Какую встряску дать, чтобы заработали отказывающиеся работать органы, чтобы организм вышел из депрессии и, удержавшись на грани между жизнью и смертью, шагнул обратно в жизнь.
…Ни минуты не сомневаясь, что моему другу сейчас помогут, я начал набирать заветные номера. Присутствовало, конечно, легкое неудобство, потому что в карманах было почти пусто, но я уверял себя: ерунда! Ведь неважно, сегодня или завтра мы отдадим нужную сумму, важно поскорее помочь. В конце концов, он же не бомж с улицы. Да хоть бы и бомж - меня-то эти врачи тоже немного знают. Первый оказался далеко от города, но сказал, что уже в пути и утром обязательно приедет, только заскочит к себе домой за препаратами. А второй ответил: "Я бесплатно не лечу. Время, знаете ли, сейчас такое".
Даже несколько абсурдно вспоминать в этом контексте о клятве Гиппократа. Интеллигентность врача еще в то время предполагала понимание, что жизнь пациента - главное. Даже по казуистической логике судебной системы преступника полагалось сначала вылечить, потом казнить.
То есть роль медицины всегда и везде воспринимается однозначно - помогать. В данном же случае медик снял с себя ответственность медика и переплюнул самых ярых формалистов. Спокойно исключил возможность помощи, если у больного на данный момент нет денег. Отсутствие денег - главная вина, не требующая доказательств.
От него раньше приходилось слышать немало правильных слов. И он будет говорить их и впредь. Рассуждать и обосновывать умеет. Никто не лишит его диплома и лицензии. Но нравственные деформации имеют необратимый характер, и они - действительно одна из характерных черт нашего времени. Люди занимают свое место в жизни по отношению к деньгам. Если те являются главным и определяющим фактором абсолютно всегда, то мы получаем моральных уродцев. Но, к счастью, многие делают иной выбор. Как первый врач в нашем случае.
…А больной идет на поправку. В "Скорой помощи" тоже оказались не звери-леопарды…