Голос Грузии
“Дайте срочно присесть!” – с такими словами Нино Катамадзе появилась в фестивальном пресс-центре после своего роскошного выступления, сразу же вдохнув жизнь в разморенных от жары журналистов.
Устав с непривычки от высоких каблуков и беспрестанно обмахиваясь татарской тюбетейкой, только что полученной в подарок, грузинская певица сразу собрала вокруг себя кучку российской и приезжей прессы и повела задушевный разговор…
Политики приходят и уходят, а душа народа не исчезает. Чтобы услышать и понять голос современной Грузии, советую вам начать даже не с Бубы Кикабидзе, исполняющего затрапезные песни под синтезатор, а с записей этой дивы. Послушайте хотя бы ее вещь Once in the Street, и все станет понятно даже без перевода. Эта композиция на грузинском языке звучала в фильме “Инди” – украинской картине с российскими актерами. Также Катамадзе записала звуковую дорожку к детективу “Домовой” с Константином Хабенским и Владимиром Машковым в главных ролях.
Определенно, Нино Катамадзе – достояние Грузии. Ее талант известен далеко за пределами родины. И, конечно, именно он является лучшим средством дипломатии. Полные залы в Грузии, Украине или России она собирает с одинаковым успехом. И это притом что каждый раз в Россию ей приходится лететь через третьи страны.
Вот уже 10 лет Нино работает с грузинской джазовой группой Insight, дает концерты по всему миру, выпускает альбомы и никогда не отказывается выступать в любой стране, куда ее позовут, потому что только через свое творчество она может донести до людей что-то настоящее о своей прекрасной родине.
“Мы всегда голодные”
– Когда я ехала сюда, у нас по телевизору было объявление, что 6 июля начнется война России с Грузией, – рассказывает Нино. – Представляете, как мне не просто все это было пережить, приехать и все равно говорить о любви? Но музыка и творчество помогают быть самим собой. Я думаю, что музыка – это выражение свободы, она помогает освободиться от самой себя, помогает высказаться...
Я до сих пор помню звук больших российских самолетов… Но мы стараемся стоять выше всего этого, общаемся с людьми и хотим защитить хотя бы их внутренний мир, поскольку никто не застрахован ни от чего в нашей жизни. Я не хочу сказать, что такая добрая или злая, но стараюсь быть настоящей и оставаться самой собой.
– Нино, как вам фраза, что художник всегда должен быть голодным?
– Если в прямом смысле смотреть, то мы всегда голодные, поскольку, зарабатывая деньги, тут же их тратим. Лично я в день концерта, если можно так сказать, должна быть чистой, поскольку на полный желудок просто физически невозможно петь. Я помню, один раз покушала бульон, и весь концерт мне этот бульон вот здесь стоял!
О фигне и коллективизме
– Расскажите о принципе записей ваших альбомов. Я знаю, что вы записываете инструменты не по очереди, как это принято, а играете сразу все вместе.
– Да, это правда. Это происходит, во-первых, потому, что мы не знаем, что будем играть. Во-вторых, если Уча сыграл какую-то партию бас-гитары, он даже потом не вспомнит, что сыграл. А я должна сидеть, запоминать все это и потом петь. Это что за фигня, скажи мне, пожалуйста?! Нам удобней, что называется, кустарно записываться, но чтобы все вместе, чтобы это было одно дыхание.
– Кто кого нашел: вы – Гочу (Гоча Качеишвили – основатель группы Insight.– Корр.) или Гоча – вас?
– Мы жили с ним в одном городе, а заодно и наш басист Уча и звукорежиссер Гия. Если тебе хочется, пускай он нашел меня. Какая разница? Самое важное, что мы вместе. А знаешь, что наш барабанщик Датуча – крестный моего сына? А Гоча – крестный у ребенка басиста Учи. А Наташа – мой директор – крестная у сына Датучи…
Белый. Черный. Голубой
– У вас все альбомы называются по какому-то цвету: “Белый”, “Черный” “Голубой”. Что значит цвет в вашей жизни?
– В моей жизни цвет – это какое-то определенное настроение. Просто не хотелось бы альбом, где звучит музыка, ограничивать какими-то словами. Например, “Зонтик под дождем”… Лучше дать слушателям возможность самим почувствовать эту музыку, ведь ты же ради них все делаешь. Идея называть альбомы какими-то цветами принадлежит мне, потому что для меня цвета – это очень личное. И сейчас после “Белого”, “Черного” и “Голубого” мы пишем “Красный” альбом.
– Казанская публика очень хорошо встречала вас. Можно сказать, что в России вы достаточно популярны?
– Не знаю, что значит слово “популярный”. Если людям что-то интересно, они приходят послушать. Может, они до этого и не знали совсем обо мне, и сейчас захотели узнать, как, к примеру, люди приходят на какую-то фотовыставку или художественный фильм. К тому же важно не то, как стать популярным, а как оставаться настоящим и всегда быть в правильном процессе.
– Откуда берете вдохновение?
– В моей стране столько страшного происходит. Есть масса факторов, которые влияют и извне, и изнутри, к тому же у меня самой что-то случается, так что мне всегда есть что сказать. Но если думать только о себе, о своем удобстве, то можно похоронить себя мгновенно. Я никогда не смогу уехать из Грузии. Чтобы там люди не ощущали, что я оставила их.
Ну, короче, вы поняли, что я такая вот хорошая и пушистая. А теперь оставьте меня в покое! (Смеется.)
Артем КРЫЛОВ