Но пришло время - и тишину степей нарушил рев моторов, лязг буровых станков. На полуострове Мангышлак обнаружили огромные запасы нефти и газа.
С тех пор, на протяжении последних десяти - пятнадцати лет ведущее место в экономике области играет нефтегазовая промышленность. Быстрыми темпами растет добыча нефти и газа и, следовательно, - доходы бюджета. Это дало толчок развитию всех отраслей экономики региона.
В 2003 году промышленными предприятиями области произведено продукции на 357,8 млрд. тенге. Рост на 8,2 %, по сравнению с 2002 годом. Удельный вес горнодобывающей промышленности составляет 94,5%. Произведено продукции на 338,0 млрд. тенге, что в сравнении с аналогичным периодом 2002 года на 9,4% .
За год в области добыто 13,65 млн. тонн нефти, включая газовый конденсат или 109,2% к аналогичному периоду 2002 года. На 2004 год планируется рост добычи нефти до 14,4 млн. тонн.
Также за 2003 год в области отмечен рост добычи природного газа, что связано с началом его добычи на месторождениях Толкын и Боранколь, которые разрабатывают ОАО "Толкыннефтегаз" и ЗАО "Казполмунай". В 2003 году этими компаниями его добыто 490,4 млн. м3 и 86,9 млн. м3 соответственно. Всего же за прошедший год по области добыто 1764,6 млн. м3 газа, что составляет 142% к 2002 году.
В области активно развивается химическая промышленность. В ноябре 2003 года, после завершения ремонтно-восстановительных работ, запущены азотно-туковый и химико-гидрометаллургический заводы. Произведено 10 тыс. тонн нитроаммофоса, 2 тыс. тонн которого, отправлены на экспорт в Китай. На 2004 год контракт поставки продлен в объеме 20 тыс. тонн, ежемесячно с увеличением объема.
За этот год начали работать новые производства - ТОО "Мангистауский завод стеклопластиковых труб", введена в строй первая очередь "Завода по опреснению морской воды" ОАО "Мангистаумунайгаз", а также ТОО "Актауский завод стекловолокнистых труб", расположенный на территории Специальной экономической зоны "Морской порт Актау".
Республиканское госпредприятие "Международный морской торговый порт Актау" играет немаловажную роль в закреплении имиджа Казахстана, как стратегического партнера в Центрально-Азиатском регионе, и увеличении экспортно-импортных операций.
Порт Актау - единственный морской порт РК, предназначенный для международных перевозок сухих грузов, нефти и нефтепродуктов. Самый современный портовый комплекс на Каспийском море, важнейший стратегический и транспортный узел на стыке азиатских европейских транспортных маршрутов. Ключевое звено северного маршрута трансконтинентального проекта ТРАСЕКА.
Модернизированный производственный потенциал порта Актау по перевалке генеральных, навалочных и контейнерных грузов доведен до 1,5 млн. тонн, нефтеналивных грузов до 8 млн. тонн в год. Зерновой терминал способен переработать до 300 тыс. тонн зерна в год.
Строительство железнодорожного паромного комплекса и налаженные паромные линии Актау-Баку, Актау-Ноушахр (Иран) позволило расширить список перевозимых грузов в рамках проекта ТРАСЕКА, развить существующую транспортно-транзитную инфраструктуру Казахстана, а также позволяет транспортировать различные грузы от Тихоокеанского побережья в страны Европы. Кроме того, для обеспечения грузовой базы для созданных паромных линий порт Актау намерен переориентировать грузопотоки с туркменского порта Туркменбаши, основная база которых состоит из контейнерных грузов, товаров народного потребления, негабаритных грузов. Также предполагается в будущем привлечение дополнительного грузового потока с других сухопутных маршрутов.
В мае 2003 года на Каспии открылось регулярное паромное сообщение между казахстанским Актау и российской Астраханью. Это паромное сообщение наиболее выгодно по сравнению с автомобильными перевозками грузов, благодаря дешевизне и большим объемам отправляемых грузов.
К транспортировке большегрузных автомобилей в Казахстан и Узбекистан через Россию и далее - по Каспию проявили интерес перевозчики из Белоруссии. Ведутся также переговоры о возможной перевозке грузов в Казахстан из Латвии и России. В перспективе рассматривается возможность доставлять в Актау по Каспию нефтяное оборудование, необходимое для осуществления морских нефтяных проектов на Каспии. В частности, как считают специалисты, такой груз может быть доставлен из Роттердама - сначала до Санкт-Петербурга, а затем автотранспортом до порта Оля и паромом в Актау.
По оценкам специалистов с развитием транспортного коридора "Север-Юг" прогнозируется увеличение транзитных грузов на маршруте: стран АТР и Персидского залива - Иран - Каспийский регион - Россия - страны Восточной и Западной Европы.
На период до 2010 года предполагаемые объемы только контейнерных грузов составят порядка 80-100 тыс. единиц в год. Привлекательность коридора Север-Юг обеспечивается за счет разветвленной сети транспортных коммуникаций России, Ирана, Индии и других стран, а также путем сокращения в 3 раза существующего маршрута того же назначения через Суэцкий канал.
Стратегические цели и задачи администрации морского порта Актау на Каспийском море по комплексному развитию порта в рамках Специальной Экономической Зоны (СЭЗ) предусматривают строительство 12 новых причалов. Из 12 причалов - 4-5 - будут нефтяными, 7 многофункциональных. Дополнительно планируется построить 2 паромных причала, а также будет выделено место для стоянки морских пограничных кораблей. Планируется строительство сухого дока для обслуживания, как боевых кораблей, так и барж, которые задействованы на постройке искусственных островов на месторождении Кашаган на Каспии. В этом доке смогут получать какой-то мелкий ремонт не только казахстанские суда, но и другие, заходящие в порт и имеющие какие-то неполадки.
В соответствии с государственной транспортной политикой прогнозируется инвестирование морского транспорта и его инфраструктуры в 2004-2006 годы в объеме 39,8 млрд. тенге. В результате к концу 2006 года республика будет иметь собственный морской торговый флот.
Большим событием для мангистаусцев стало открытие в порту Актау специальной экономической зоны. Преимущества создания СЭЗ заключаются в предоставлении льготного таможенного режима субъектам, осуществляющим здесь свою предпринимательскую деятельность и инвестиционные проекты. В связи с этим, созданы новые производства и рабочие места, совершенствуется инфраструктура, увеличены поступления налогов в бюджет. Страна получает морской путь на мировые рынки, расширяются возможности использования транзитного потенциала страны, формировании собственного морского торгового флота Казахстана. Территория СЭЗ составляет 227,1 гектаров. Здесь уже начал работать завод по выпуску трубной продукции из стекловолокна на. На очереди - строительство завода "Испат-Кармет", специализирующегося на производстве спирально-шовных труб для нефтегазовой промышленности. Объект будет введен в эксплуатацию через 14 месяцев после начала строительных работ, которое намечено на лето.
Третий инвестиционный проект - завод морских металлоконструкций ТОО "Keppel Kazakhstan". Он будет специализироваться на разработке, производстве, ремонте и обслуживании морских буровых вышек, танкеров, платформ, специализированных судов и морских металлоконструкций.
За прошедший год в 1,4 раза, по сравнению с 2002 годом, увеличился внешнеторговый оборот области, который составил 2376,3 млн. долларов США. При этом экспорт составил 1783,7 млн. долларов США (темп роста к аналогичному периоду - 138,1%), импорт - 592,6 млн. долларов США (рост на 41,4%).
Мангистауская область привлекает в свою экономику иностранный капитал. Доля иностранных инвестиций составляет около 60%.
Кроме того область является одним из основных нефтедобывающих регионов Казахстана. В последние годы практически все нефтедобывающие компании, работающие в регионе, показывают высокие темпы развития и все их разработки, проекты являются инвестиционными. Поэтому приветствуются любые инвестиции, направленные на увеличение добычи углеводородного сырья, а также его переработку.
Наиболее значимыми для экономики области сегодня являются проекты, связанные с разработкой морского шельфа. Перспективы развития области тесно связаны с началом работ на шельфе Каспийского моря. В Мангистау удобнее всего расположить береговые базы нефтяников, поскольку на севере Каспия, во-первых, мелководье, а во-вторых, в зимние месяцы море замерзает. Поскольку освоение месторождений будет вестись по-видимому, с территории области, то вся сервисная инфраструктура будет размещаться здесь. Это придаст мощный импульс развитию экономики не только области, но и других других регионов.
Активное освоение шельфа Каспия, богатого запасами углеводородного сырья, строительство базы поддержки морских операций, искусственных островов для бурения в Каспийском море, а также деятельность предприятий, расположенных в специальной экономической зоне "Морпорт Актау", создают привлекательный инвестиционный климат для дальнейшего привлечения в регион прямых иностранных и отечественных инвестиций. Начало работ на шельфе не просто ускорит развитие области, но и ускорит развитие всех отраслей экономики.
В 2004-2006 годы прогнозируется привлечение инвестиций в область в объеме 200 млрд. тенге. Это даст возможность диверсификации производства, созданию в регионе высокотехнологичных производств по переработке нефти, газа, конденсата и неорганического минерального сырья.
В целом в 2004 году нефтедобывающими компаниями Мангистауской области будет добыто 14,4 млн. тонн нефти. К концу 2005 года общий объем добычи нефти достигнет 16,6 млн. тонн.
Экспорт нефти к 2005 году составит 12,9 млн. тонн (8,8 млн. тонн - в 2001 г.). К 2010 году объем экспортируемой нефти достигнет 16,8 млн. тонн.
К 2010 году завершится реабилитация Узеньского нефтяного месторождения, при этом объем добычи нефти ОАО "Озенмунайгаз" возрастет к 2005 году до 7 млн. тонн.
На предприятии ОАО "Каражанбасмунай" в 2004 году будет добыто 2110 тыс. тонн нефти, в 2006 году - 2500 тыс. тонн.
Прирост добычи нефти будет увеличиваться и на месторождениях Северные Бузачи, Дунга. Планируется завершить обустройство месторождений Толкын, Боранколь и Тасбулат.
В районе поселка Баутино будет продолжено развитие базы поддержки морских операций АДЖИП ККО.
Отношения руководства области с зарубежными инвесторами складываются по принципу партнерства. Инвесторов здесь очень ценят, но не забывают, что и регион, и страна в целом должны получить от этого сотрудничества достойную долю. Многие компании очень хорошо выполняют свои обязательства и даже перевыполняют их.
Одним из важнейших направлений деятельности компаний на территории области является поддержка проектов, направленных на улучшение жизненных условий и обеспечение благополучия малоимущих граждан, инвалидов, детей-сирот, пенсионеров, а также помощь больницам, домам престарелых, объектам образования, культуры и спорта. Стратегия оказания помощи местному населению и участие в решении волнующих общество проблем, позволяет сочетать благотворительность с достижением чисто экономических целей. Одним из условий присутствия в регионе компаний-недропользователей, крупных фирм и совместных предприятий - это участие и финансовая поддержка социальных программ области. В связи с этим местная власть стала участвовать в подписании контрактов с недропользователями.
В 2003 году общий объем средств (от всех предприятий сырьевого сектора Мангистауской области), направленный на строительство социальных объектов, в социальную сферу, спонсорство и благотворительность, составил более $4 млн. и более 40 млн. тенге.
Наиболее ощутимые вложения средств в социальную сферу поступают от Аджип ККО, филиала компании "Тексако Норс Бузачи Инк", ТОО "Тасбулат Ойл Корпорейшн", ОАО "Каражанбасмунай".
Есть компании, такие как "Каракудукмунай", которые при сравнительно небольших объемах добычи, оказывают очень большую социальную помощь как региону в целом, так и отдельным больницам, людям, находящимся в тяжелых условиях.
Большое внимание "социалке" уделяют такие фирмы, как "Каражанбасмунай", "Тексако Норс Бузачи". Эти компании реализуют проекты социальной инфраструктуры, направленные на улучшение жизненного благосостояния и качества жизни мангистаусцев. Это газификация и водоснабжение поселков, финансирование здравоохранения, строительство школ, помощь в проведении различных праздничных мероприятий. Население Мангистауской области, конечно же ощущает на себе экономический эффект от деятельности нефтедобывающих компаний. Они создают высокооплачиваемые рабочие места, обучают, направляют на повышение квалификации местных специалистов и молодежь.
Всего за период 2000-2002 годов в социальную сферу направлено всеми иностранными предприятиями порядка $8,3 млн., в том числе: 2000 г.- $4 млн. 360, 835 тыс., 2001г.- $1 млн. 510,779 тыс., 2002г.-$2 млн. 160,125 тыс.
Процессы глобализации, бурного развития мировой и казахстанской экономики, разбудили древний Мангистау. Сегодня этот регион - один из экономических лидеров, помогающих всей стране перейти к новому этапу своего развития.