"Получать" и "зарабатывать": какие профессии переживут бухгалтеров, юристов и финансистов

А сколько им еще можно отмерить на самом деле?

Согласно исследованию Казахстанского центра развития трудовых ресурсов, юристы сегодня – самая избыточная специальность. На электронной бирже труда работу искали 4 818 претендентов. Нашли 1 221. Устроили ли счастливчиков зарплата и место работы – вопрос открытый. Иным на безрыбье и рак акулой покажется. Кто там еще в списке невостребованных по версии КЦРТР в первом полугодии этого года?

Социальные работники, повара, программисты, экономисты, парикмахеры, финансисты, технологи. В перечне ненужных работодателям также значатся продавцы-консультанты, учителя начальных классов, физкультуры и казахского языка.

А также кондитеры, экологи, техники-механики, визажисты. И операторы котельных. Еще вчера их звали кочегарами.

Мало знать себе цену. Надо еще пользоваться спросом

– Методики и формулы определения востребованных и невостребованных специальностей у разных организаций разные, – социопсихолог Алтай Абылгазин не скрывает раздражения. – И далеко не все отражают реальную картину на рынке труда. Недавно увидел информацию, что в Нур-Султане не хватает охранников. Ну елки-палки – XXI век на дворе! В столице в любом супермаркете, госучреждениях, офисах компаний давно установлены камеры видеонаблюдения и датчики движения. А электронные чипы и метки быстрее, чем эпидемия чумы, похоронят этих любителей сканвордов и профессионалов ковыряться в своих гаджетах.

Эти мужики в униформе беспечны, ленивы и ничем не мотивированы. В 25–30 лет они выбрали эту работу и думают, что будут тащиться за этим плугом до пенсии?

Если у них и была когда-то другая специальность, они ее давно забыли. Для них уже не беда. Трагедия.

– Но финансисты?

– А вы помните, сколько банков в Казахстане было в конце 90-х – начале нулевых годов? Около ста. Осталось меньше сорока. И куда делись тысячи “специалистов”, которые там работали? Тележки на базарах толкают? Цифровизация бухгалтерского и финансового дела оставит без работы десятки тысяч людей.

– По данным сайта rabotanur.kz, чемпионы по количеству вакансий на сайте – бухгалтеры. Они из самых востребованных.

– И сколько нашли работу? Через лет 10–15 на их место придут компьютеризированные роботы. Они, кстати, заменят о-о-очень многих специалистов с высшим образованием. И тогда нам потребуются просто операторы этих роботов, которые будут работать со стандартными программами. Исчезнут не профессии. А специальности. Кстати, о кассиршах в супермаркетах. Это разве квалификация? В конце XIX – начале XX века приказчиком в лавке мог стать любой человек, знавший таблицу умножения. Сейчас электронная касса и сканер всё сами считают. Еще и СМС вам пришлют.

Лет через 10 наши дети забудут, кто такие кассиры. Но долго будут помнить своих нянечек в детских садах. Вот кого не заменить. Также и электриков, и сантехников. Да, дворники тоже еще много лет будут нужны. И технички, которые сортиры драют.

Я пока не представляю, какие роботы смогут выполнять эти операции вместо них.

– Ассоциация вузов Казахстана назвала самые непопулярные специальности среди абитуриентов в этом году. Это горное дело, геология и геологоразведка, металлургия, приборостроение, деревообработка.

– А что у них в приоритете?


Инфографика Айгуль Акыбаевой

– Международные отношения, таможенное дело, журналистика, дизайн, финансы, аудит, государственное и местное управление, фармация…

– Еще раз убеждаюсь, что, во-первых, критерии у всех разные. И что молодые люди не отслеживают ситуацию на рынке труда. И их родители – тоже. Они все, кажется, застряли где-то в начале века. Недавно мы провели исследование по разным группам трудоспособного населения. У большинства респондентов какой-то информационный провал в мозгах. На вопрос: “Какую специальность вы хотели бы получить?” – ответ чаще всего стандартный: “Высокооплачиваемую”. Мы специально ввели в опросник провокацию: “Видите ли вы разницу между терминами “получать” (Алтай выдержал очень длинную паузу) и “зарабатывать”?

– И?

– У-ф-ф… Старшее поколение – 40–50 лет – разницу увидело. Молодые – 20–30 лет – нет! Я знаю, что на том же сайте rabotanur.kz в лидерах вакансии офис-менеджеров – те же секретарши-делопроизводители, менеджеров по продажам и работе с клиентами, водителей, охранников, официантов, преподавателей английского. Даже кассиров… Знаете, в чем разница между людьми и рыбами?

– Первые (тут уже я задумался) могут вкусно приготовить вторых?

– Нет! Рыба всегда молчит, а человек-кандидат на рабочее место должен уметь говорить! Сегодня чемпион по данным сайта rabotanur.kz – менеджер по продажам. Это не тот, кто впарит вам в магазине микроволновку, когда вам нужен ершик для унитаза. Это герой, который трудится в серьезной фирме и умеет продавать что-то глобальное: проекты, рекламу, инженерные решения, технологии, даже целые предприятия. Тут не только языком – головой и калькулятором надо уметь работать. Сейчас открою вам тайну: даже судимые когда-то бухгалтеры сегодня в цене. Да-да, однажды суды им запретили заниматься этой деятельностью. Но в качестве консультантов – ни один суд не запретит давать советы. Система работает!

Чем меньше работаешь – тем меньше хочется

– Алтай, так все-таки какие специальности и профессии сегодня менее востребованы и какие завтра будут не нужны?

– Пока в Казахстане нет беспилотных автобусов, такси, грузовиков – водители востребованны. Пока нет роботов-официантов и роботов-секретарш, которые шашлык и чай принесут, – та же история. И не забывайте: мы на Востоке живем. Есть древние традиции общения между клиентом и исполнителем. Да, я пока сомневаюсь, сможет ли робот сделать вам стильную прическу, окрасить волосы, нарастить ногти…

– Мне не надо!

– И педикюр (смеется)? Я сомневаюсь, что кулинары, кондитеры и повара в этих вышеперечисленных списках востребованных где-то в третьем десятке. Умелые “многостаночники” с опытом и вкусом, которые работают руками и головой, всегда и везде нужны. Возможно, не везде требуется высшее образование. Сейчас растет потребность в специальностях, связанных в основном с сервисом.

– Потому что доходы населения растут? И люди могут больше тратить на удовольствия?

– Сейчас – да. Завтра ситуация может круто измениться. Потому что у граждан одни потребности, а у экономики страны – другие. И, если честно, обе стороны не очень готовы к диалогу. Самый говорящий пример – самозанятые. Я не имею в виду тех, кто приехал в города из сельской местности. Я о тех, у кого были квалификация и работа. Но в силу каких-то обстоятельств они все это потеряли. Вернуть этих людей к полноценной трудовой деятельности – задача государства. Настричь на хлеб с маслом: какие специальности будут востребованы в Казахстане в ближайшие годы

– Алтай, но за последние лет десять было принято много госпрограмм занятости населения. Там и переучивание новым специальностям было.

– И что – многих удалось переучить и трудоустроить на самом деле? Официальные данные утверждают, что сотни тысяч. Вы сами в это верите? Обратите внимание на один факт: все эти годы после принятия указанных программ уровень безработицы оставался на прежнем уровне – в районе 5 процентов. Я больше скажу. В системе занятости есть такое определение, как социальная деградация.

Если после увольнения или банкротства предприятия человек в течение года не устроился на новое место – ему абсолютно по барабану, что с ним будет дальше. Он теряет квалификацию.

Привыкает к сложившимся условиям. У него снижаются потребности и запросы. Он привыкает к другому темпоритму жизни, другой системе ценностей. Чтобы вытащить человека из такой психологической ямы, нужны не только вменяемая зарплата и работа по специальности.

– Тогда, может, обсудим и это?..

Продолжение читайте в следующем номере “КАРАВАНА”

АЛМАТЫ