Польская вылазка

Первый вопрос: как добираться? Самолет и такси ввиду дороговизны отпадают сразу. Есть еще автобусы и поезда. Автобусом предпочтительнее – быстрее доезжаешь, стоимость билета меньше. Однако оказывается, что бронировать билеты на междугородные рейсы следует заранее, за два-три дня. И на ближайшие рейсы я, увы, уже опоздал. Остается поезд.

На вокзале “Варшава Центральная” выясняю расписание, стоимость билетов и время в пути. Сразу решаю, что первая цель – город Лодзь. Это недалеко от Варшавы – 120 километров. Крупнейший культурный, торговый и промышленный центр. Предполагаю, что доеду часа за полтора-два. Наши польские гиды по Варшаве уверяли, что между Лодзью и столицей Польши очень хорошее сообщение: много людей работает в одном городе, а живет в другом. Так что проблем не будет. Так оно и оказалось. Правда, поезд шел почти три часа! Такое же время поезду требуется, чтобы доехать до Кракова, который в два раза дальше от Варшавы.

Лодзь очень гостеприимна и дружелюбна к туристам из СНГ. Этот город еще до недавнего времени был вторым по численности в Польше. Но в конце 2000-х уступил Кракову. Теперь он официально считается третьим по величине в Польше и стремится стать туристическим брендом на уровне Варшавы, Кракова, Гданьска. Но по ряду причин Лодзь остается как бы в тени наиболее известных польских городов, хотя усиленно развивает свою туристическую привлекательность.

В Лодзи три железнодорожных вокзала, самый главный – “Лодзь Калиска”. На каждом вокзале имеется киоск “Информация для туристов”. Причем этот инфоцентр не приходится судорожно искать среди обилия магазинов, ресторанчиков, туалетов и пр., как, например, на вокзалах Варшавы или Кракова. Киоск “Tourism information” в холле вокзала “Лодзь Калиска” расположен словно главный маяк. Как бы подчеркивая, что туристы для города важнее всего и здесь очень хотят, чтобы никто не заблудился. В инфоцентре вас просто загрузят неимоверным количеством бесплатных схем, карт, проспектов и путеводителей. Правда, русскоязычного варианта нет. Но, в принципе, разобраться с тем, где находятся главные достопримечательности, можно и без карт. Вам просто покажут рукой, в какую сторону идти. До главной улицы – Пётрковской – от вокзала минут 15–20 ходьбы.

Достопримечательностей в Лодзи, как и в любом городе с почти миллионным населением и историей в 700 лет, хватает. Чтобы подробно ознакомиться с ними, и месяца может не хватить. А если у вас в запасе всего день, то придется выбирать самое основное.

По уверению самих поляков, еще лет 10–15 назад тут прежде всего надо было пройтись по улице Пётрковской – самой длинной пешеходной улице в Польше и самой старой и живописной в городе. Правда, теперь уже сами поляки, живущие в других городах Польши, в Лодзи посещают прежде всего комплекс “Мануфактура”. Что и туристам советуют. Впрочем, улица Пётрковская как раз и ведет к “Мануфактуре”. Поэтому одним маршрутом вполне удастся охватить оба эти “объекта”.

Интересная особенность улицы Пётрковской: фасады некоторых домов абсолютно глухие – без окон, без дверей. Улица застраивалась с XVIII–XIX веков, имела множество перекрестков. И некоторые здания оказывались стоящими как бы боком к главной трассе. Чтобы не портить вид улицы глухими стенами, выход нашли весьма оригинальный. Такие фасады просто… разрисовывают изящными окнами, да еще и выглядывающих жителей изображают.

Количество магазинов и кафе в комментариях не нуждается. Но покупать сувениры лучше на “Мануфактуре”: и выбор побольше, и цены помягче.

А вот отведать блюда польской кухни лучше в небольших кафе или ресторанчиках по Пётрковской. Здесь и колорит национальный, и цены даже не “алматинские”, а вполне “шымкентские”.

Если вы принципиальный поклонник баранины, то, конечно, придется искать тайский или индийский кебаб. Их немного, но есть. В иных точках общепита в Польше баранину найти невозможно.

Но если вы готовы отведать свиную корейку, поджаренную на гриле, то долго искать не придется. Это такое же распространенное и популярное блюдо, как в Шымкенте шашлык. Оригинальны также и польские пироги – с ударением на первом слоге: нечто вроде жареных вареников с самой разной начинкой – и овощной, и мясной, и ягодной.

У поляков тоже есть “борщ”. Но польский борщ – это просто отвар свеклы, этакий овощной компот. Брать его как первое блюдо нашему человеку как-то совсем несерьезно. Так что если пожелаете отведать горячего супа, то следует выбирать в меню в разделе “зуп”. Зупы у поляков отменные!

В XIX веке Лодзь стала одним из крупнейших мануфактурных центров Европы. Здесь строились гигантские даже по нынешним временам фабрики по производству сукна. В центре Лодзи образовался целый рабочий район, принадлежащий крупнейшему мануфактурщику Карлу Шейблеру.

Сейчас практическое применение этих фабрик уже отошло в прошлое. Однако разрушать огромные кирпичные павильоны не стали. Вместо этого организовали здесь центр туризма, шопинга и развлечений. А название комплекса так и оставили “Мануфактура”.

Обойти все музеи, выставки, галереи, магазины и развлекательные парки “Мануфактуры” за один раз невозможно. Да, наверное, и не стоит.

Однако после романтической улицы Пётрковского на “Мануфактуре” в полной мере ощущаешь промышленный размах и геометрическую четкость городка мастеров.

Во время прогулки неожиданно ловлю себя на мысли, что город абсолютно “сухопутный”. Даже реки нет. Что странно для города, который взял себе название от ладьи-лодки.

Оказывается, лодка все-таки присутствовала в легенде об отце-основателе города. Некий крестьянин Януш, скрываясь от врагов, поплыл по реке Бзуре. Дело было осенью, и кругом образовались многочисленные разливы. По ним Януш и добрался в самые глухие места. Тут грянул ливень, и Януш перевернул свой челн, укрывшись под ним, как под крышей. А потом и навсегда обосновался здесь, положив начало славному городу. Его потомки и назвали город Лодзью в честь лодки, на которой добрался их прародитель.

Место встречи – остров Тумский

Остров Тумский окружен двумя реками – Вартой и Цибиной. По легенде здесь в древние времена встретились Рус, Чех и Лех – прародители славянских народов. Они сразу же узнали друг друга и радостно воскликнули: “Познае!” (Узнаем!). Отсюда по легенде и пошло название Познань (хотя у историков на этот счет другое мнение).

Официально статус города Познань получила в XIII веке, объединив множество мелких городков. За свою многовековую историю город был то польским, то немецким. Но при этом всегда оставался столицей образовывавшихся здесь могущественных и богатых княжеств. По одной из версий Великопольское княжество, где и расположена Познань, было родиной всей польской нации.

Чем удобны европейские города для туристов, так это тем, что главный вокзал расположен рядом со старым городом. Познань в этом случае – не исключение. От вокзала до Королевского замка пять минут неспешным шагом. Для того чтобы сполна погрузиться в улочки Средневековья, лучшего и представить трудно. Программа-минимум для туристов, обозначенная во всех справочниках Познани, – осмотреть Королевский замок, прогуляться по рыночной площади, сфотографироваться у Ратуши. От себя добавим к этому еще Познаньскую крепость. И если разрабатывать себе маршрут теоретически, основываясь только на карте, то можно предположить, что за пять-шесть часов пешей прогулки все успеешь. Но… в Познани, как нигде, такие теоретические заготовки в реальности не срабатывают.

Принято считать, что самый красивый польский город – Краков. С этим, конечно, трудно спорить. Но не в Познани. Колоритность и гармоничность старой Познани просто зачаровывает. На некоторых вполне “рядовых” улицах и проулках можно застрять на час, любуясь средневековыми “хрущёвками”. Оторваться от этой красоты  можно, только если вспомнить, что впереди ждет еще множество познаньских улиц.

Королевский, или Императорский замок, – самый молодой из подобных сооружений в Европе. Построен в 1910 году для Вильгельма Второго, оказавшегося последним императором Германии.

Сейчас он стал центром культурных мероприятий, здесь постоянно проходят какие-нибудь детские или молодежные конкурсы и фестивали.

Познаньская крепость, хоть и является третьей по величине в Европе среди себе подобных, может вполне оказаться не замеченной гостями и туристами. Основная часть крепости, непосредственно с башней и фортификациями, расположена в самом центре старого города недалеко от рыночной площади. Но при этом так хорошо замаскирована другими зданиями, что ее не сразу и увидишь.

Впрочем, крепости, выстроенной в конце XVIII века, так и не пришлось реально защищать город от боевых атак. К тому времени военная стратегия уже в корне поменялась. Поэтому ее стали просто растаскивать по кирпичикам и застраивать другими зданиями.

Сердце Познани – Старый рынок с Ратушей. Здесь все перестраивалось и достраивалось по нескольку раз даже в XX веке. Однако меньше всего хочется заморачиваться дотошным знанием истории. Лучше просто любоваться ажурными домиками, выстроившимися как на параде. Где еще можно увидеть такую красоту?

Варшава – Лодзь – Познань

Автор: Алим Абенов