Наши аэрофобы – вполне безобидные создания: собираются на форумах, обсуждают свои ощущения. Хотя бывают исключения – попытки залить проблему спиртным заканчиваются скандалом и кулачными боями на борту.
Я не отношу себя к аэротрусам, но боюсь турбулентности, грозы, посадки в туман и летать на старых машинах. Но мое настроение быстро меняется за разговором, едой, просмотром фильма… Эксперты успокоили: жить буду, 80 процентов тех, кто сидит в самолете, боятся летать.
Для настоящих аэрофобов полет – серьезное испытание. Еще задолго до него они пребывают в ожидании чего-то страшного, ищут разные “знаки”, пересматривают программы о расследовании авиакатастроф, зависают на авиафорумах. А непосредственно в полете нервно прислушиваются к звуку двигателя, всматриваются в лица пассажиров.
– Я нервничаю задолго до полета, плохо сплю, а в самолете смотрю на поведение стюардесс, пытаясь вычислить, все ли в порядке, – рассказывает алматинка Бота Кенжеханова. – Уснуть вообще не могу. В зоне турбулентности начинается паническая атака – я задыхаюсь от ужаса, он сковывает движения…
Другие признаки аэрофобии – озноб, потливость, учащенное сердцебиение, частое моче-испускание, неконтролируемая истерика. Кстати, аэрофобия передается по наследству. Бывают и критические ситуации, когда в результате стресса люди выпрыгивают из аварийных выходов после приземления, не дожидаясь трапа, как это произошло в конце ноября в аэропорту Хьюстона.
В разных странах по-своему борются с этим явлением. В Алматы авиакомпания “Эйр Астана” ежегодно организует тренинг по борьбе с аэрофобией. На этот раз вакантные места разыгрывались среди пользователей соцсетей. Также пригласили блогеров, журналистов – да, представители нашей профессии тоже не бесстрашные. Под руководством инструкторов мы разбирали по полочкам главные системы “Боинга”, “Эйрбаса”, “Эмбраера”, на виртуальном учебном тренажере пытались посадить и поднять машину в воздух. Как потом признались те, кто “хоронил” себя в каждом полете, они поняли, что современному самолету можно доверять: все системы здесь дублируются трижды.
Авиационные эксперты успокоили статистикой: в мире на самолетах перемещается в сутки более 1,5 миллиона человек. Показали картинку со спутника: сотни светлячков – сигнальных огней самолетов, одновременно кружат над крупнейшими аэропортами. При этом в ДТП каждые 5 минут погибает человек. Авиакатастрофы случаются раз в два-три года.
Но почему тренинг не проводится для всех, кто боится летать? Как пояснили в авиакомпании, услуга виртуального тренера слишком дорогостоящая, на тренажере постоянно тренируются пилоты.
А вот в 38 аэропортах США внедрена программа United Paws (“Объединенные лапы”). Перед полетом пассажиры могут погладить натренированных собак. Процедура уменьшает уровень стресса, помогает легче дышать и снижает артериальное давление. Платные курсы для всех, кто боится высоты и замкнутого пространства, появились в Москве.
Эксперты “Эйр Астаны” рассказали, как побороть боязнь полета. Оказывается, коньяком или беленькой лучше не “лечиться”: на высоте 10 тысяч метров одна выпитая рюмка равняется пяти. Отсюда проблемы с сердцем, скандалы “под градусом”. Как-то во время рейса Бангкок – Алматы на моих глазах спортивный тренер превратился в животное. Успокаивали буяна всей командой. В этом году на борту самолетов авиакомпании зафиксирован 151 скандал “под градусом”.
На трезвую голову зачинщики потом оправдываются: дескать, тяпнул лишнего – для храбрости. Кому-то такое “лекарство” и правда помогает: выпил-уснул-проснулся-дома. Но все же лучше пить обычную воду с лимоном, смотреть фильмы, слушать музыку, глубоко дышать (глубокий вдох и медленный выдох). Можно расслабиться и посчитать от тысячи до нуля. А еще рекомендуют сделать себе… больно.
“Что за садо-мазо?” – переспросил один из гостей. Работает обычная тонкая резинка, которой собирают в пачку купюры. Наденьте ее на запястье вместо браслета и оттягивайте, щелкая по коже. Как ни странно, неприятное ощущение отвлекает от тревожных мыслей…