Полмиллиона в качестве компенсации за побои и унижения от полицейских получит ложно обвиненный в убийстве 17-летний Даниил

Два года назад жизнь 17-летнего Даниила РОМАНОВА в одночасье резко изменилась. В дачном массиве пригорода Уральска ночью произошло убийство.

На автобусной остановке был застрелен продавец арбузов. На раскрытие преступления брошены все силы полиции.

Въезды и выезды из дачных массивов были перекрыты. Проверяли буквально каждую машину. Сами дачники тоже подверглись тотальной проверке, особенно те, кто живет здесь круглый год.

Шли дни, а поймать преступников никак не удавалось. Полиция хранила гробовое молчание. По прошествии двух недель появилась зацепка.

В телефоне местного жителя стражи порядка нашли СМС-сообщение, которое он послал своему другу. В нем говорилось, что “он убил из травмата”. Как потом выяснилось, это был 17-летний подросток, студент юридического факультета колледжа социальных отношений, инвалид I группы Даниил Романов.

– Поводом для обвинения моего сына стала его переписка с другом. В социальных сетях он написал, что убил человека, и тут же приписал, что пошутил. Но было уже поздно, – рассказала мама Даниила Романова Хядиджит ХИЗРЕЕВА.

Задержание Даниила произошло с шумом средь бела дня на автобусной остановке. Он стал главным фигурантом по этому делу. Его объяснения, что в ту ночь он дома работал за компьютером и писал рэперский трек “Вавилон”, следователей абсолютно не устраивали. Казахстанского подростка обвиняют в громком убийстве за сообщение в соцсетях

Санкционированный обыск в доме подозреваемого ничего не дал.

Ни обреза, из которого было совершено преступление, ни окровавленной одежды, ни других вещественных доказательств найдено не было.

Соседи по дачному участку никаких признаков беспокойства или неадекватного поведения со стороны Даниила наутро после громкого убийства не заметили.

– Я ехал на машине с ночной смены около 9 утра. Вижу, идет Даниил, а в руках у него ножовка. Я его предупредил, что везде полиция, и, если его поймают за распилом дров, то оштрафуют. На что он мне ответил, что идет не за дровами, а пилить что-то на участке, – рассказал в суде сосед по дачному участку Романова Валерий ПОРТАЛЕНКО.

Но следователи отступать не собирались. Подросток брать на себя вину за случившееся тоже не хотел. И тогда начались угрозы, избиения, унижения.

Пять месяцев несовершеннолетний парень провел в следственном изоляторе. Избиения и пытки стали невыносимыми.

Чтобы оказать психологическое давление, ему сообщили, что его мама умерла и на свободе его никто не ждет, и лучше будет, если он во всем признается и возьмет вину на себя.

– Я согласился взять на себя убийство после того, как в кабинет принесли палку, на которую был натянут презерватив, – признался в суде Даниил.

На видеокамеру его заставили рассказать, как он якобы собственноручно изготовил обрез, из которого потом совершил убийство, а затем выбросил его в реку Урал. Но искать оружие с привлечением водолазов следственные органы почему то не стали.

Выбив признательные показания, стражи порядка рапортовали о завершении расследования. А дальше всё пошло по накатанной.

Уголовное дело, где главным и основным доказательством было признание подростка и его СМС, было передано в суд. Орудие преступления так и не нашли. Убийство было совершено из обреза охотничьего ружья, в то время как в СМС речь шла о травмате. Нестыковка.

В суде шитое белыми нитками дело стало рассыпаться на части. Романов категорически отказался от своих слов, сказанных во время следствия, заявив, что у него есть алиби. В ту ночь он работал за компьютером и никуда из дома не выходил. Суд назначил экспертизу. Старший судебный эксперт Института судебных экспертиз, с квалификацией “Исследование компьютерных технологий” Нурболат ЕРГАЛИЕВ сообщил, что незадолго до момента убийства подсудимый работал с текстовым документом на компьютере.

– 14 июля, в 1.30, в текстовый документ “Вавилон”, который находится на рабочем столе исследуемого компьютера, были внесены правки, – сообщил суду эксперт.

А убийство было совершено в 1.55. Тем самым эксперт подтвердил алиби Даниила.

Не мог же подросток бросить всё и среди ночи, схватив обрез, срочно побежать на остановку убивать человека. Как казахстанские полицейские избегают наказаний за пытки и избиения

В результате из доказательной базы суд исключил признательные показания подсудимого, полученные путем побоев и унижений.

Однако государственный обвинитель Светлана ТАЖГАЛИЕВА была уверена в том, что вина Романова полностью доказана, и запросила для него 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии для несовершеннолетних общего режима содержания.

– Вину подсудимого доказывает тот факт, что он написал своему другу СМС-сообщение о том, что убил человека. Почему именно он, а не кто-либо другой решил таким образом разыграть друга? Также показания свидетелей преступления доказывают вину Романова, – зачитала в суде свою позицию гособвинитель Тажгалиева.

По версии следствия, Романов, проживавший на территории дачного массива “Елочка” вместе с матерью и отчимом, в начале июля 2017 года договорился с хозяином арбузной лавки, что он будет убирать его дачный участок за 8 тысяч тенге. Подросток работу сделал, но деньги ему не заплатили, из-за чего он разругался с продавцами и владельцем арбузов. Через несколько дней один из продавцов был жестоко убит.

В ходе проведенных следственных действий было установлено, что в тот вечер трое торговцев арбузами выпили около 20 бутылок пива.

Увидев двух прохожих, начали выкрикивать в их адрес нелестные выражения. В результате один из проходивших достал из-за пазухи обрез и начал стрелять.

Двое торговцев убежали. А третий, Елнур КАЖИДЕНОВ, остался на месте и сделал шаг навстречу стрелявшим. Пуля попала ему в грудь, полученная травма оказалась смертельной. Преступники скрылись. По версии следствия, Романов таким образом отомстил хозяину арбузной лавки за неоплаченную работу на дачном участке.

– Обвинение считает, что Романов и его друг пошли мстить за то, что хозяин арбузной лавки не заплатил им деньги за работу. По дороге они встретили Кажиденова и решили его убить. Но зачем? Какой мотив убийства? Тем более что хозяин лавки был на своем рабочем месте в тот вечер, – недоумевал в суде адвокат Романова Анатолий МУРЗАЛИЕВ.

Также адвокат заострил внимание суда на еще одной немаловажной детали.

– Все обвинение строится на СМС, которое написал мой подзащитный своему другу. Даже если допустить, что это правда, то в сообщении говорилось, что стрелял не он сам, а его друг по прозвищу Светлый. Но у последнего было железобетонное алиби – на момент преступления он был у сестры в России. А если бы алиби не было, этого Светлого сделали бы убийцей, а мой подзащитный пошел бы соучастником, – отметил адвокат.

В суде также были зачитаны результаты баллистической экспертизы, согласно которой убийство было совершено из обреза, заряженного дробью. В то же время Даниил в письме своему другу пишет, что Светлый стрелял из травмата.

Следствие умудрилось обвинить Романова в незаконном хранении оружия, которое так и не нашли.

– Обвинение полностью построено на догадках и домыслах, – парировал в суде адвокат Мурзалиев.

Даниил Романов ранее был знаком с убитым Елнуром Кажиденовым.

– Я знал Елнура два года. Мы играли в одной команде на футбольном поле. Он воспитанный и хороший парень, мне жалко, что он погиб. Но это не я его убил. У меня не было мотива, он мне ничего не сделал. А та эсэмэска была черным юмором. Я и раньше шутил всегда про изнасилование, про суициды и даже про то, что от меня беременна девушка. Я не знал, что это обернется такими последствиями, – рассказал в суде Даниил.

С первого дня ареста сына мама Даниила Хядиджит Хизреева стала бить тревогу. Она обращалась во все инстанции. Не могла поверить, что ее сын способен совершить убийство. Именно она сообщила журналистам о пытках и избиениях в застенках следственного изолятора.

Благодаря матери удалось и заснять следы побоев на теле Даниила. Она пронесла на свидание мобильный.

– Это не мой сын убил Елнура. Он не такой. Мой старший сын работает в Саратове в прокуратуре, Даниил хотел работать в КНБ. На моем сыне весь дом, все хозяйство держалось. А сейчас его собираются посадить в тюрьму, – это слова убитой горем матери Даниила, которые она произнесла во время судебного процесса.

Судья специализированного межрайонного суда по уголовным дела ЗКО Нурлан ГУБАШЕВ, рассматривавший это дело, не смог найти ни одного доказательства, на которое можно было бы крепко опереться, чтобы вынести обвинительный приговор. Белые нитки так и торчали из уголовного дела, которое оказалось бездоказательным. При наличии алиби повесить на больного подростка тяжкую ношу суд не мог. Да и данные СМС-сообщения не стыковались с обстоятельствами убийства.

Под сомнение были поставлены и показания торговцев арбузами, которые стали свидетелями убийства. Они путались и меняли показания. Суд признал Романова невиновным.

Качество расследования громкого дела вызвало у суда крайнее недовольство. Как отметил после оглашения приговора судья Нурлан Губашев, следствие допустило более 30 нарушений Уголовно-процессуального кодекса РК, в том числе конституционных прав несовершеннолетнего инвалида.

Резкой критике подверглась и прокуратура, не сумевшая обеспечить качественный надзор за ходом следствия.

И, как результат, было вынесено частное определение в адрес прокуратуры с требованием выяснить причины ненадлежащего контроля за качеством расследования и низкой квалификации сотрудников полиции.

По заявлению Романова и его мамы антикоррупционное ведомство возбудило уголовное дело по статье 146, часть 2, пункт 1 УК РК “Пытки, совершенные группой лиц, по предварительному сговору” в отношении сотрудников полиции. Однако оно было прекращено.

Между тем сами правоохранительные органы отступать не собирались.

– Подозреваемым является Даниил Романов, других подозреваемых у нас нет. Сейчас проводятся поиски второго лица, который в момент убийства находился вместе с Романовым, – заявил, выступая тогда перед журналистами, заместитель начальника ДВД ЗКО Берик АЙМУРЗИН.

Прокуратура, со своей стороны, внесла протест на оправдательный приговор в апелляционную коллегию областного суда.

Родственники погибшего также подали апелляционную жалобу.

Судебная коллегия областного суда оправдательный приговор оставила без изменения. Апелляционное ходатайство прокурора и апелляционная жалоба оставлены без удовлетворения.

Дальше дело поехало в Астану. Однако кассационная инстанция Верховного суда также не нашла никаких нарушений со стороны нижестоящих судов и признала приговор правильным и оправданным. Всё! В деле поставлена окончательная точка.

Однако душевные и физические страдания подростка вряд ли пройдут бесследно. Да и полгода, проведенные в следственном изоляторе, стали для обычного паренька настоящим адом. Если еще и учесть, что Даниил страдал диабетом и инсулиновой зависимостью, а вместо лекарств получал лишь побои. Из-за ареста он не смог вовремя окончить учебу.

– Я должен был в этом году уже окончить колледж, получить диплом. Но из-за тюрьмы год потерял. Вместо того чтобы радоваться жизни, я все это время находился в напряжении. А того, что пережили мои родные, моя мама, даже не передать словами, – рассказал “КАРАВАНУ” Даниил.

Романов подал в суд иск на полицейских о возмещении морального и физического вреда. В качестве компенсации он хотел получить с УВД ЗКО 10 миллионов тенге. Однако городской и областной суды, рассмотрев иск, удовлетворили его частично. "Вы не женщины, вы - скот" : бывшая заключенная рассказала об ужасах исправительной зоны Коксун

500 тысяч тенге вместо 10 миллионов получит Романов от стражей порядка.

– Но это несправедливо. Я полгода просидел в СИЗО. Я столько там пережил, что никому такого не пожелаю. Меня били, унижали, оскорбляли, и теперь говорят, на тебе 500 тысяч и успокойся. Тогда, получается, каждого можно на полгода ни за что сажать и пытать, – считает Даниил Романов.

Также он сообщил “КАРАВАНУ”, что намерен обжаловать решение нижестоящих судов в Верховном суде.

Но на этом жизнь не заканчивается, у Даниила все еще впереди. С будущей профессией он уже давно определился.

– Я хочу стать адвокатом. Это моя мечта. Поэтому поступил на юридический факультет. В нашем мире слишком много беспредела, несправедливости, и кто-то должен защищать невиновных. И то, что произошло со мной, и то, что пережил за эти полгода в неволе, еще больше прибавили мне желания стать адвокатом, – рассказал Даниил.

Между тем дело по факту убийства торговца арбузами остается нераскрытым, убийца продолжает находиться на свободе. И ставить точку в этом деле пока рано.

УРАЛЬСК