Политолог Аман Мамбеталиев: Референдум стал стартовой точкой развития демократии Казахстана

Президент подчеркнул, что поправки, внесённые в Основной закон страны призваны закрепить окончательный переход от «суперпрезидентской» формы правления к президентской республике с влиятельным Парламентом и подотчётным Правительством. Подробнее о важности конституционной реформы для развития Казахстана, рассказал политолог Аман Мамбеталиев.

Конституция – это основной документ, главный Закон, фундаментальный документ общественного договора между государством и нашими гражданами, объясняющий основные правила жизни, правила существования и игры. Сейчас идёт так называемый ренессанс политического восприятия у населения. Очень долго ввиду исторических обстоятельств общество было оторвано от политических инициатив, было слабо мотивировано и сейчас это ниша заполняется, и у простых граждан нашей страны идёт увеличение положительных тенденций к восприятию всех наших законов, правок, общеполитической ответственности, в том числе основного нашего документа. Без сомнения, День Конституции — это один из главных праздников, потому что Конституция, это именно наше восприятие, как государства и общества, того, что мы являемся независимым суверенным, светским и мирным государством.

Насколько необходим, по Вашему мнению, был референдум 2022 года, на котором граждане РК приняли решение о внесении изменений и дополнений в Конституцию страны?

5 июня 2022 года по инициативе Главы государства в Казахстане провели Республиканский референдум. Это было необходимо ввиду всех политических катаклизмов, перестраивания новой парадигмы восприятия населения и государства, это нужно было закрепить именно в правовом полем. Для этого был объявлен референдум, чтобы каждый гражданин изъявил своё желание и видение в части того, нужно ли менять Конституцию, правила игры и так далее. Потому что, повторюсь, предыдущая Конституция отстраняла, создавала некую тенденцию к авторитаризму, было очень много по факту устаревших и нединамичных моментов, неспособных реализовывать тот потенциал, который был в стране и заключал, если честно, основную власть в очень узкой и очень малой группе населения.

Поэтому как раз после политических сотрясений, и января кровавого, Президент вышел с инициативой о проведении всенародного голосования, чтобы получить вотум доверия новый, доказывая в правовом поле необходимость перемен и демонстрации как обществу, так и самому себе, а также всем нашим партнёрам, что у нас политическая инициатива, сверху поддерживаемая населением, что необходимо перереформировать политическую структуру. И поэтому был объявлен референдум, в котором большинство населения выразили «да».

Какие изменения в Основном законе Казахстана сыграют или уже сыграли особо важную роль в вопросах развития уровня демократии в РК?

Конституционные правки включали в себя ограничение президентского срока. То есть Президент может избираться лишь один раз, это очень важная поправка, ответственная за преемственность власти. Это на самом деле ключевое понимание выстраивания политической модели развития государства, развития полноценного механизма коммуникаций, демократии, разделение ветвей власти как раз сформировано.

Следующей, на мой взгляд, важной поправкой в Конституции было ограничение функционала ответственности, появился Конституционный суд, точнее он был возрождён. Конституционный суд — это тот инструмент, благодаря которому невозможно будет в будущем вносить правки в Конституцию по собственному желанию будущих лидеров, либо в угоду чьим-то политическим ходам или другим факторам политической игры. Конституционный суд — это иммунитет, позволяющий сохранить существующую систему моделей, безусловно, помимо этого существующее видение преемственности власти и развитие демократии.

Также конституционные правки включали в себя развитие региональных систем власти и вообще разделение людей власти, усиление роли Парламента, усиление роли маслихатов. Это, без сомнения, очень важные индикаторы, потому что есть первостепенная ступенчатая модель, благодаря которой депутаты маслихатов превратятся из «карманных» маслихатов у акимов в регионах в более полноценную работающую систему, которая позволит развивать демократию. Потому что правки позволяют маслихатам на своём уровне применять бюджет, также они должны выбирать акимов из кандидатур, предложенных Президентом. Эта постепенная модель развития, мне кажется, рано или поздно приведёт именно к модели политической культуры у населения, что мы будем выбирать самостоятельно уже и акимов. По этой модели совсем недавно прошли выборы в сельские акиматы, я думаю следующим этапом будет уже выбор акимов регионов. Этот поэтапный период, безусловно, займёт определённое время, но мы идём в правильном направлении.

Какую ещё выгоду от проведения конституционной реформы получили казахстанцы?

Сама роль референдума, без сомнения, непросто скучное мероприятие либо политический процесс, это в первую очередь вотум доверия всем выбранным реформам Президента у граждан. Потому что именно путём прямой демократии, путём проведения референдума, мы возрождаем у населения способность быть избираемым и избирателем, способность нести политическую ответственность, мы восстановили именно возможность для каждого гражданина принимать решения, особо важные для страны.

Не секрет, что долгое время ввиду политических и исторических обстоятельств в нашей стране, население зачастую во многих процессах было просто оторвано и не имело права выбора, не имело возможности быть включённым в политический процесс. И сейчас, благодаря референдуму, благодаря другим избирательным процессам, выборы в маслихаты и Мажилис показывают, что политическая мотивация у наших граждан на самом деле существует, она развивается. Я думаю, политическая культура, как и политические реформы должны иметь в себе несколько периодов и проходить поэтапный период развития. Мы постепенно научим наших граждан нести ответственность за принятые решения.

Помимо этого, благодаря поправкам в Конституции у граждан есть возможность отзывать тех или иных депутатов, выбранных ими, если они, по мнению народа, не смогли реализовать политические обещания. Это на самом деле новшество, которое было внесено благодаря поправкам, и все эти процессы, в том числе начатые, когда был референдум, большой плюс именно в понимании граждан.

Как Вы считаете, в чём главные преимущества проведения всенародного голосования?

Сейчас основные проблемы, в частности энергетики, также собираются решать на базе референдума. Это очень хорошо, что мы выбрали именно данный вектор. У нас есть очень много кейсов, примеров соседних государств, когда основные решения зачастую принимаются определённым узким кругом, в центре политического принятия решения, да и у нас это долгое время существовало. Но мы впервые в регионе выбрали путь именно не на консолидацию, не на усиление президентской формы, а на развитие парламентско-президентской формы, мы выбрали объект развития демократических процессов и институтов, способных развивать именно гражданское общество. Это, без сомнения, невозможно без политической ответственности каждого гражданина, поэтому проведённый референдум стал той стартовой точкой развития нашей демократии.

Автор: Редактор